Альфонс Муха

  • 17.09.09, 21:20
Альфонс Муха

 

 

Альфонс МухаВ нашей стране имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия) . Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С.Бернар (Жисмонда, 1894; Дама с камелиями, 1896; Лорензаччо А.де Мюссе, 1896; Медея по мотивам Еврипида, 1898). Частично Альфонс Муха выступал и как дизайнер этих постановок: по его эскизам создавались не только платья, но и сценические ювелирные украшения.Альфонс Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы; его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896; Цветы, 1897; Месяцы, 1899; Звезды, 1902; все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт - постеров.

Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901). Работал как книжный иллюстратор, исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (1900; не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). В 1913–1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов); традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. После Первой мировой войны Альфонс Муха перебрался в Чехию. Умер художник в Праге 14 июля 1939.

АЛЬФОНС МУХА И ЕГО 

ШЕДЕВРЫ В СТИЛЕ МОДЕРН

 

 

"Пиво Meuse", плакат, 1897,  104.5 x 154.5 cм (фрагмент) (это иллюстрация, не вошедшая в печатную версию статьи)

 

 

 

"Carraige Dealers", плакат, 1902 (фрагмент)

 

 

 

"Велосипеды Perfecta", плакат, 1902 - 104.3 x 154.6 cm  (это иллюстрация, не вошедшая в печатную версию статьи)

 

 

 

Браслет, выполненный для Сары Бернар по эскизу Мухи, ювелир Жорж Фуке, 1899

 


 

 

 В 1900 г. почти забытый ныне писатель С.К. Нейман точно заметил, что художники все чаще выходят на площадь, чтобы получить одобрение толпы, что их ни в коем случае не унижает. «Своим искусством они зажигают цветные огни в сумеречных улицах, и каждый, проходя мимо, может купаться в их сиянии». Эти художники в конце прошлого столетия создали новый стиль в искусстве, видя одну из главных задач в соединении Красоты с Жизнью.  Новый стиль, или стиль модерн, стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.  Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.  Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.  Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло – он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты. Он был од ним из тех, кто поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства.  Бернар была довольна главным художником своего театра «Ренессанс». Ходили слухи о романе между гениальным плакатистом и гениальной актрисой, поговаривали, что Бернар отыскала его чуть ли не в цыганском таборе. Но слухи слухами, а бесспорно то, что Альфонс Муха нашел ряд приемов построения плаката, которые очень быстро переняли многие художники в самых разных странах. «Это - богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц», – писали газеты. 

Искусный рисовальщик, Альфонс Муха часто придает стилизованным женским фигурам элегантную величественность, дополняя изысканный рисунок экзотическим (для европейца) орнаментом, как будто сошедшим с византийских мо заик. Сам художник любил щеголять перед своими знакомыми, среди которых были художник Поль Гоген, писатель и драматург Август Стриндберг, скульптор Огюст Роден, в расшитой косоворотке, подпоясанной широким кушаком: он всегда любил подчеркивать свое славянское происхождение.  Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.  Он выбирает вертикально вытянутый формат листа, фигура актрисы четко очерчивается контуженой линией. Роскошное одеяние и пальмовая ветвь в руке Сары Бернар усиливают сходство этой театральной афиши с парадным портретом. Элитарное превращается в популярное, парадный портрет – в уличный плакат.  Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.  Надо сказать, что плакаты Альфонса Мухи выгодно отличались от работ его коллег большей лиричностью, умиротворенностью, нежностью цветовых сочетаний, отказом от крикливости и агрессивности, весьма характерных для большинства произведений данного жанра. 
Альфонс Муха отдает безусловное предпочтение спокойной, вполне традиционной композиции, что, по его мнению, должно способствовать пробуждению в зрителе чувства гармонии и возвышенной красоты, поэтому работы Альфонса Мухи хорошо смотрятся не только на афишной тумбе, но и в домашнем интерьере.  Изображая на плакатах, панно, календарях исключительно женщин, художник полностью отождествляет понятие Прекрасного с образом изящной красавицы, порой томной и загадочной, порой неприступно величавой, а порой просто миловидной. Романтическая идеализация женственности нередко приобретала в ту эпоху гораздо более глубокий, философский смысл, чем тот, который обнаруживается в произведениях Альфонса Мухи. Вспомним хотя бы наших соотечественников – философские рассуждения В.С. Соловьева и стихи А.А. Блока о Прекрасной Даме. Сейчас нам просто важно отметить, что это было в духе времени. Друг художника Август Стриндберг пробудил в нем устойчивый интерес к оккультным знаниям и спиритизму, что тоже весьма характерно для эпохи конца ХIХ – начала ХХ в. 
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. Его признали не только в Европе, но и в США, где, уже будучи знаменитым, художник преподавал и работал несколько лет.  Завершил свой путь всемирно признанный мэтр на родине. Здесь в 45-летнем возрасте он женился на своей ученице Марушке Хитиловой, которой тогда было 26 лет.

 Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования.

 Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце прошлого столетия.  Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.  В последние десятилетия во всем мире растет интерес к творчеству художников и архитекторов модерна: проходят вы ставки, издаются альбомы, растут цены на произведения талантливых представителей этого стиля, в том числе и Альфонса Мухи. Изменилась оценка модерна. Оказывается, модерн не так прост и не так пошл, как казалось еще совсем недавно.

 

 Д.Е.ЯКОВЛЕВ 


Copyright (c)  2001 журнал "Авеню" / The Avenue Magazine. Перепечатка только с разрешения редакции. All rights reserved

К Рождеству Иоанна Предтечи

 Бах, отрывок из кантаты на праздник Рождества св. Иоанна Крестителя, BWV 30. Святой Иоанн Креститель Икона Иоанна Предтечи Икона Иоанна Предтечи

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры. Когда ему исполнилось тридцать лет, он начал проповедь на берегах Иордана. Свиток в руках говорит о начале проповеди, отсеченная голова — о мученической кончине, древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7; 24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Иоанн изображен на фоне горок, которые не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего. Чаша с главой Предтечи — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.

Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне, у него был круг своих учеников. Слава о чудесах Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». По отшествии посланных, Христос обратился к пароду: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? [...] Что смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о Котором написано: «вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7; 17—29). Этот текст Евангелия дал основание изображать Иоанна Предтечу крылатым Ангелом пустыни либо со свитком-проповедью, либо с усекновенной головою — вестником пришествия, подвига и мученической смерти Христа.

Проповедь Иоанна Предтечи о покаянии и нравственном очищении была непродолжительной: приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил жизнь мученической смертью. Вскоре после Крещения Господня Иоанн за обличение правителя Галилеи Ирода Антипы в неправедной жизни (в женитьбе при жизни своего брата Филиппа на его жене Иродиаде) был посажен по наущению жены царя в тюрьму. Иродиада боялась обличений Иоанна и из темницы. В свой день рождения Ирод устроил пир и угодившей ему пляской Саломии, дочери Иродиады, обещал выполнить любое желание. Саломия по просьбе своей матери потребовала голову Иоанна Предтечи. Иоанну отсекли голову и принесли на блюде Саломии.

Станислав Выспянский

Станислав Выспянский

Автопортрет
Этого человека щедро одарила судьба. Он хоть и прожил недолгую жизнь, но сделал много, ибо был талантлив сверх меры. Писал хорошие стихи и оперные либретто, пользовались успехом его пьесы — их переводили на иностранные языки, в том числе и на русский, и они шли в театрах многих стран, и прежде всего — в России. Он сам ставил свои пьесы, но бывало, что выступал режиссером при постановке чужих произведений. При этом он был художником­ профессионалом и именно этим зарабатывал себе на жизнь. И в области изобразительного искусства он был многогранен: был блестящим портретистом, рисовал пейзажи, делал витражи и, конечно же, занимался оформлением книг и журналов.

Витраж из церкви Св. Франциска
Звали художника Станислав Выспянский (Stanislaw Wyspian’ski)1. Он родился в Кракове 15 января 1869 года. Поляк по рождению, он безгранично любил свою родину, хотя Польши как государства в ту пору не существовало. Выспянский был гражданином Австро­Венгерской империи, но помыслы его были отданы прошлому родного народа. О более чем туманном будущем он старался не задумываться. Пьесы свои — «Легион» (1900), «Ноябрьская ночь» (1904) — он посвятил повстанческому движению. А в одной из драм — «Лелевель» (1899) рассказал о книговеде и библиографе из Вильно Иоахиме Лелевеле (1786—1861), который ради революционной деятельности отказался от своей профессии.

Людвик Сольский в пьесе "Варшавянка"
Отец Станислава Выспянского был скульптором, поэтому неудивительно, что Станислав поступил в краковскую Школу изящных искусств, где его учителем был прославленный мастер исторической живописи Ян Матейко (Jan Matejko, 1838—1893). Одновременно Станислав посещал лекции в старейшем в Восточной Европе Ягеллонском университете. Об ученических годах — 1890—1894 — Выспянский всегда вспоминал с удовольствием. Совершенствовал мастерство за границей, в том числе в художнической мекке тех времен — в Париже.

Wyspianski, Planty o swicie, 1894.jpg
Станислава Выспянского считают родоначальником польского модернизма. Влияние на его творчество Уильяма Морриса и Обри Бердслея отрицать не приходится, но его работы всегда реалистичны. Здесь нет ни изломанных линий, ни чрезмерных гиперболических преувеличений.

Спящий Стас
В России Станислава Выспянского знают прежде всего как драматурга, о его деятельности как художника известно немногим. В Польше же больше ценят именно художественное дарование мастера. В 1960 году во Вроцлаве была издана монография о нем «Выспянский — художник книги»2.

Портрет артиста с женой
Свои первые иллюстрации — к балладам Иоганна­ Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера — Станислав сделал еще мальчиком, 15 лет от роду. Профессионально оформлением печатной продукции Выспянский занялся в 1896 году. Одним из первых его опытов было оформление собственной книги «Легенда», датированной так: «Париж 1892 — Краков 1897».

Станислав Выспянский. Автопортрет. Пастель. 1895
Почти два года жизни были тесно связаны с краковским журналом «Жизнь» («Z.ycie»), в подзаголовке которого стояло: «Двухнедельный журнал литературы и искусства». С № 40­41, вышедшего 29 октября 1898 года до № 12 от 5 июля 1899­го не было ни одного номера «Жизни», в котором бы отсутствовали рисунки Выспянского. Главным редактором «Жизни» был знаменитый Станислав Пшибышевский (Stanislaw Przybyszewski, 1858—1927) — именно по его просьбе Выспянский взял на себя руководство художественным оформлением журнала. В литературной и художественной жизни польского общества этот журнал сыграл примерно такую же роль, как «Мир искусства» в России. С точки зрения полиграфического исполнения журнал был образцовым — полутоновые клише для репродукций заказывали в Праге в мастерской Якуба Гусника, изобретателя фототипии. Выспян­ский же украшал страницы журнала черно­белой орнаментикой. На боковом поле первой страницы читатель привык видеть ветки с бутонами и цветами, всегда разные. В этих рисунках Выспянского угадывалось влияние японской графики, прежде всего Кацусика Хокусая (1760—1849). Оригиналы для своих рисунков Выспянский находил в собственном саду, за которым он с любовью ухаживал. Внутри номера художник демонстрировал большее разнообразие, например украшал страницы рисунками девичьих голов.
Одной из первых книжных работ Станислава Выспянского был сборник стихов Люсиана Рыделя (Lucjan Rydеl), который вышел в свет в 1899 году в Варшаве, на территории тогдашней Российской империи, в издательстве Гебетнера и Вольфа. По страницам книги щедро раскиданы изображения цветков, близкие по стилю к рисункам в журнале «Жизнь». Рыдель был приятелем Выспянского, поэтому неудивительно, что художник оформил и следующую его книгу, увидевшую свет в 1901 году. Рисунков здесь больше, и по размерам они крупнее — иногда занимают большую часть страницы. Выспянский нарисовал и обложку сборника, на которой трактует тему изящного цветка ириса. На шмуцтитулах отдельных разделов появляются фигурные изображения, например портрет героини одного из поэтических циклов Рыделя по имени Ганя.

В 1903 году Выспянский оформил «Избранные сочинения» поэтессы и новеллистки Марии Конопницкой (Maria Konopnicka, 1842—1910), а затем решил попробовать силы в художественном прочтении классики. В 1905 году типография Ягеллонского университета (г.Краков) напечатала «Трагическую историю Гамлета, принца Датского». Под английским названием знаменитой пьесы стояло: «По польскому тексту Юзефа Пашковского заново прочитано и осмыслено Станиславом Выспянским». Собственные пьесы, которые Выспянский издавал за свой счет, он всегда оформлял самостоятельно.

Главным свершением С.Выспянского в области искусства книги стала «Илиада» Гомера, вышедшая в 1903 году. К античности у него был давний интерес — в 1898 году Выспянский написал две трагедии на античные темы: «Мелеагр» и «Протесилай и Лаодомия», а уже в самом конце жизни, в 1907 году, сочинил пьесу «Возвращение Одиссея». Знаменитую поэму слепого старца художник впервые прочитал во французском переводе 27 лет от роду — в Париже. С тех пор Выспянского не оставляла мысль сделать иллюстрации к бессмертному произведению, и он был рад, когда в мае 1896 года Люсиан Рыдель обратился к нему с просьбой проиллюстрировать сделанный им перевод «Илиады». Иллюстрации увидели свет задолго до выхода книги. В октябре и ноябре 1896 года четыре из них были репродуцированы на страницах трех номеров журнала «Тыгодник илюстрованы», в которых публиковался перевод Л.Рыделя. Другие были опубликованы в журнале «Жизнь» в 1899 году. В течение семи лет художник продолжал работать над ними. Книга была выпущена в свет в 1903 году львовской издательницей Сусанной Альтенберг (1851—1921), продолжавшей дело своего мужа Германа, а напечатала «Илиаду» типография Ягеллонского университета в Кракове. Перевод на польский язык был взят не Люсиана Рыделя, а Юлиуша Словацкого (Juliusz Slowacki, 1809—1849).

Станислав Выспянский сделал для «Илиады» 11 рисунков, а также проект переплета. Эти 11 рисунков — по сути дела, единственные в полном смысле этого слова фигурные иллюстрации художника — прославили его имя. Рисунки черно­белые, графически точные, исполненные по черному фону. Они превосходно смотрелись бы, будучи выполненными в технике гравюры на дереве. Выспянский предпочел имитировать ксилографию и, надо сказать, преуспел в этом. Иллюстрации большей частью занимают половину полосы, но есть среди них и одна цельно­страничная.

С.Выспянский. Разгневанный Агамемнон. Иллюстрация к «Илиаде»
Парадоксально, но Выспянский выбрал для иллюстрирования далеко не самые значимые, не кульминационные моменты эпического повествования. Решать задачу буквально, так сказать в лоб, ему показалось неинтересным. Книга открывается изображением Ники, которая в греческой мифологии была патронессой воинской славы. После битвы она летела над облаками и возвещала об окончании сражения и о потерях, понесенных сторонами. Следующая иллюстрация названа «Гермес сопровождает души воинов в глубины подземного царства». Рисунок цельнополосный, в книге он был заверстан так, что смотреть его нужно было со стороны корешка. Рисунок динамичен, хотя бездыханные тела погибших неподвижны.

С.Выспянский. Гермес сопровождает души воинов в глубины подземного царства. Иллюстрация к «Илиаде»
На иллюстрации «Аполлон­лучник» мы видим мускулистого мужчину, натягивающего тетиву лука, при этом на иллюстрации «Аполлон и Мельпомена» красавец­бог изображен худым и щуплым. На следующем рисунке показан разгневанный Агамемнон, возмущенный тем, что Ахилл и Менелай смели перечить ему. В облике бородатого вождя есть что­то восточное. Заведенная за спину рука сжата в кулак. Работая над этим рисунком, Выспянский изучал труды ученых­эллинистов, ему хотелось, чтобы изображения соответствовали действительности. Внимание и интерес к деталям вообще характерны для художника.

С.Выспянский. Фетида и Ахилл. Иллюстрация к «Илиаде»
На рисунке «Паллада и Ахилл» впервые появляется женская фигура. Богиня Афина Паллада, в которой, по правде говоря, нет ничего божественного, склоняется над разгневанным Ахиллом. Пожалуй, никто до Выспянского не изображал греческую богиню с длинной русой косой. Рисунок этот впервые был опубликован еще в 1896 году в № 46 журнала «Тыгодник иллюстрованы». Иллюстрация «Фетида и Ахилл» относится как бы к предыстории «Илиады». Напомним, что Фетида, мать Ахилла, желая уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, окунула его в воды Стикса, реки подземного царства. При этом она держала мальчика за пятку, которая не получила защиты. На рисунке Выспянского мы видим Фетиду, прикрывающую ладонью ногу совсем уже взрослого сына. Для художника это повод для того, чтобы представить публике талантливые штудии обнаженного женского тела. Женщина немолода и пышнотела, и тем интереснее для Выспянского, всегда любившего решать трудные задачи. Мы видим Фетиду еще на одной иллюстрации, где она на коленях просит всемогущего Зевса быть милостивым к Ахиллу.

В последние годы жизни Станислав Выспянский много занимался оформлением книг, воспринимая печатное издание как единый организм. Он рисовал обложки, подбирал шрифты, разрабатывал схемы верстки, причем часто избирал книги вроде бы неинтересные для художника, не нуждающиеся в иллюстрациях. Он продолжал сотрудничать и с львовским «Издательством Г.Алтенберга», например в 1905 году оформил для него книгу «Польская литература 1880—1904» Вильгельма Фельдмана. Для типографии Ягеллонского университета он создал рисунки нового шрифта. На выставке, проведенной в 1904—1905 годах в Кракове, Выспянскому была присуждена серебряная медаль как художнику, который «сделал современное польское типографское дело настоящим и правдивым искусством».


Widok z okna pracowni na Kopiec Kociuszki, 1904
Chochoy (Planty noc)
Zakola Wisy
Материнство
Dziewczynka z wazonem z kwiatami, 1902
Станислав Выспянский умер в Кракове 28 ноября 1907 года. За 38 лет он успел очень много. В его собрании сочинений, выпущенном в Кракове в 1958—1961 годах, 13 томов, а созданным им картинам, графическим листам, иллюстрациям вообще нет числа. Пьесы С.Выспянского продолжают ставить, стихи — издавать. А живописные полотна его висят в музеях и доставляют радость людям. Евгений Немировский
* * * 1 Пускай никто из вас не плачет над гробом, – лишь моя жена. Не жду я ваших слез собачьих, мне жалость ваша не нужна 2 Пусть хор надгробный не горланит, не каркает церковный звон, а мессу дождь отбарабанит, и речь заменит ветра стон. 3 И горсть земли рука чужая на гроб мой кинет, а потом пусть солнце высушит, сияя, курган мой, глиняный мой дом. 4 Но, может быть, наскучив тьмою, в какой-то час, в какой-то год я землю изнутри разрою и к солнцу устремлю полет. 5 И вы, узнав мой дух в зените уже в обличий другом, тогда на землю позовите меня моим же языком. 6 И, вдруг услышав ваше слово в своем паренье меж светил, я предприму, быть может, снова тот труд, что здесь меня убил. Перевод В. Левика.

1 О нем см.: Blum H. Stanislaw Wyspianski. Warszawa, 1969. 2 См.: Skierkowska E. Wyspiaсski artysta ksiazki. Wrocіaw, 1960.

Маленица

Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!



Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.



«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!



Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!



А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.



ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.



Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!



ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...



Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!



lavrova

Всем, пришедшим с добрым сердцем - добро пожаловать!


Не знаю, что получится здесь. Это - эксперимент! Строго не судите...

Сторінки:
1
2
попередня
наступна