Я спросила: «ты понимаешь, что говоришь, прося опубликовать это? Осознаешь, что несмотря на мои попытки оставить тебя анонимным источником, и даже попытаться замаскировать регион, и твою службу или уже законченную службу в Налоговой – могут высчитать, и, мягко говоря, не церемониться с тобой, как живым организмом?» Ответ был краток, знаю и понимаю. После этого продолжить пугать я не имела права. Журналистам иногда везет – материал, фактаж, приходит с совершенно неожиданной стороны, в выходной день. Мой приятель, или приятель приятеля, заехал в столицу, и решив засвидетельствовать просто почтение знакомца – стал рассказывать наболевшее. Я – политический, а не экономический обозреватель. Многое переспрашивала, уточняла. Но, кажется, получила экслюзив в плане «механики», многим, как и мне, неизвестной. Ну, вот, например, каким именно образом старший сын Януковича, фигурирующий под кличкой «стоматолог», стал миллиардером в кратчайший срок. Интересно, уважаемые читатели-собеседники? Давайте же тогда рассмотрим, что было сказано человеком, не чуждым Налоговой, ладно?
Общеизвестно (или, по крайней мере, доступно в Инете) – в течение 2012 года компании, входящие в сферу влияния Александра Януковича, первенца «самого», выиграли тендеры закупки государственных предприятий, в частности, угледобывающей отрасли, на 7,09 миллиарда гривен. И то, что активы «Саши-стоматолога» за этот же срок, касаясь и других отраслей, приблизились к двум миллиардам.
Для тех, кто потратил время на просмотр «эпохальной» пресс-конференции Януковича-старшего, известно и то, как Виктор Федорыч ответил на вопрос по поводу удивительного успеха своего сына: отличное трудолюбие и способности; подбор хорошей команды; и пусть успешных людей в Украине будет все больше, а к делам сына – я, глава государства, (и «распорядитель условий», предоставляемых кой-кому), касательства не имею.
Успешные бизнесмены в Украине – лучшего бы и не надобно. Тут и так называемый «социальный лифт», способный вознести к высотам уровня положения и заработка любого, у кого есть голова на плечах, и, та самая «креативность». Здесь – и рабочие места, создаваемые «успешными» для сограждан. Тут же – и формирование среднего класса, являющего гражданской опорой державы (чему, на самом деле, нынешний режим ставит препоны – с такими людьми не поговоришь, как с «пролетариатом, которому нечего терять, кроме своих цепей»). Да и в бюджет государства, (пусть даже каждый стремится уменьшить свое налоговое обязательство), но если используются более-менее законные методы – приходят поступления. Так – везде. В цивилизованном мире.
Но у нас, судя по реальной информации человека, не заинтересованного в личном пиаре, дело обстоит совершенно по-иному.
Вот, он рассказывает. Как было ранее, хотя это не совсем законно. Конвертация денег в «кэш» наличкой. Серьезное предприятие перечисляет деньги на фирму, условно называемую «Одуванчик», то есть ту, где присутствует лишь «зиц-председатель». Например – за ремонт неких дорог. Все документы наличествуют, хотя дороги, как были, так и остались в колдобинах. Но – налогооблагаемая сумма «сотрудничающего с «Одуванчиком», уменьшается, все документы наличествуют. Так вот. Ранее, при прежних властях, шла речь о 3-5 процентах, достающихся подставной фирме за обналичку. И, все же, в бюджет поступали пусть «обрезанные», но суммы.
Что сегодня? Вот теперь – то, чего ни я, ни вы, уважаемые читатели-собеседники, в большинстве своем (не беру в расчет экономистов, предпринимателей, налоговиков, которые знают, просто – ждем от них откликов) не представляем. В любой региональной Налоговой красным цветом горит в электронном изложении строка, под названием «Программа». «Программа» – это перечисление предприятий, в том числе, дутых, пусть, как сказал мой собеседник, «Одуванчик+» — но находящихся под контролем «стоматолога – наследника». Если предприниматель вложил свои деньги в несуществующие услуги подобного предприятия – он, и при своих, обрезанных, но активах, жив и на свободе. Если нет – возможны варианты.
Предприятия, входящие в «Программу», не зря выделены в документации, которой руководствуются налоговики. Мой собеседник отмечает: «не входящие в «Программу», подвергаются серьезным налоговым наездам, не всегда оправданным и справедливым, совершить такой наезд просто приказано. Тех, что указаны в «Программе» — не тронь ради Бога и себя, что бы там ни творилось».
Кстати, например, в Одесской области – пять предприятий «Программы» из разряда «Одуванчиков». Те же конвертационные ( в принципе, незаконные, если разобраться) центры, в прежние времена отхватывали 3-5 % прибыли за обналичку. «Программные» берут – 15 процентов. Не себе. Большая часть возвращается на таинственный «верх». Мой собеседник не скрывает возмущения: «Мы, налоговики, ничего не можем сделать. Мы стоим на коленях. Перед Сашкой-Стоматологом».
Он продолжает: « Все делается, чтобы мультиммилиардером стал именно и только Сын. Электронная база налоговых платежей по всей Украине – под контролем. Под контролем Стоматолога». В «Программе», конечно, не только «Одуванчики+», а действительно прибыльные объекты. Но ведь подобные объекты существуют и вне «Программы»? Пока что не все они сосредоточены в одних руках. А «одним рукам» — этого очень хочется. Именно отсюда происходят корни рейдерства, получившего в последнее время «второе дыхание». Если предприятие прибыльно, то будь оно хоть государственным, хоть частным, его руководитель или владелец подвергается прессингу.
Кто не знает о грандиозном одесском рынке под названием «7-й километр»? Его прибыли были огромными. Соответственно, в бюджет страны поступали налоги. Рынок приглянулся Александру Януковичу. В результате действий, не обошедшихся без крови – сегодня он в руках Стоматолога или его подставной фирмы, что разницей не является. Казалось бы, какая разница и в другом, какое дело нам, гражданам-бюджетникам, что там делят между собой «пауки»-олигархи, и как именно звучит фамилия «паука», загрызшего другого? Представьте себе, разница есть, происходящее прямо влияет на нас с вами. Сменив владельцев, «7-й километр» не стал менее прибыльным. Но…по документам предприятие оказывается «в минусе». Не платит налога на прибыль, поскольку прибыли (по документам) у него почему-то нет. Это – наши с вами деньги, со свистом «пролетевшие мимо бюджета». А значит – мимо наших зарплат, пенсий, социальных выплат. А ведь одесский рынок, внезапно «обнищавший», он в Украине не один. Системой «Программа» охвачена вся страна…
Мой собеседник называет крупные, прибыльные предприятия несколько поэтически – «кровеносные сосуды бюджета». Если оставить за скобками этот очень точный, но все же образ – назовем их бюджетообразующие предприятия. Подобные «тяжеловесы» состоят на учете в так называемом Офисе крупных плательщиков налогов. Так вот, нынче этот реестр стремительно уменьшается. За счет предприятий таинственной «Программы». А таковых становится все больше.
Раз уж именно Одесса служит примером сегодняшних заметок (происходящее там можно проецировать на любую область) – вот еще факты. В Одессе – семь портов. Это бюджетообразующие предприятия. Государственные, а не частные. Но нет щелки, в которую бы «Программа» не пролезала вполне успешно. Для себя – успешно. Порты остаются собственностью государства. Но, под огромным давлением, продают неким частным фирмам (или сдают им в аренду по смешной цене) свою инфраструктуру: возможность для перевалки грузов, складирования, железнодорожные пути порта. А ведь все это – и приносит доход, с этого платятся налоги в бюджет. Таким образом, порт действительно становится «бедняком», у него нет прибыли, его можно исключить из реестра крупных налогоплательщиков. Ну, а предприятия, которые теперь владеют инфраструктурой? Знаете, чудеса, да и только. У них прибыли «стремительно падают». Им – тоже нечего вносить в госбюджет.
«Ты знаешь, отчего дорожает хлеб?» — мой собеседник касается болезненного вопроса. Оказывается, еще и потому, что крупные хлебозаводы теперь обязаны «заказывать» и оплачивать неким предприятиям, входящим в систему «Программы» некие клининговые услуги, и такая оплата достигает 50% с чистого дохода хлебопеков. Что это за услуги? Чтобы проще, не вдаваясь в экономически-производственные тонкости, это когда кто-то подкрасил трубы и протер пыль на предприятии (или не сделал и этого, но по документам – сделал, и взял именно так дорого за качество работы). Вот и «тяжелеет» буханка, батон. Не в буквальном смысле, а для нашего кармана. Опять-таки, теряя половину прибыли, хлебозаводы становятся убыточными, и это отражается на их налоговых платежах в бюджет.
Одесское предприятие «Авиаремсервис» терпит убытки, поскольку «вдруг» стало закупать топливные баки для самолетов у некой фирмы «Югтехноавиа». Но на самом деле – эти баки в Украине не производятся вообще. Их производит Россия и Грузия, а Украина – импортирует. Чем же занимается «Югтехноавиа»? Спекуляцией в чистом виде. Закупая то, что «Авиаремсервис» и без нее закупал за рубежом. А теперь – покупает у нее, естественно, дороже. «Югтехноавиа» входит в «Программу».
Я задаю собеседнику вопрос: почему «Программе» не сопротивляются предприниматели, естественно, не желающие терять свою прибыль в пользу своекорыстных «одних рук»? Он, в свою очередь, спрашивает, слышала ли я о скандале вокруг одесского «Стальканата». Нет? Так вот, руководство предприятия вывело на улицы весь коллектив, были перекрыты трассы, люди стояли с плакатами: «Нет – рейдерству!». А дальше-то что, дальше?! А…50% акций «Стальканата» — уже в руках Александра Януковича. «Да, все это не показывают по телевизору, поэтому и хочу, чтобы ты написала, как есть».
Затрагиваем еще один аспект «Программы», на этот раз – чисто политический. Ведь существует понятие, не только бюджетообразующее, но и градообразующее предприятие. Вся инфраструктура района, городка, поселка на нем держится, большинство жителей этого региона так или иначе связаны с градообразующим. Так вот, в преддверии выборов человека (номинального руководителя предприятия), приглашают (вызывают) на встречу в Киев. Его спрашивают, работает ли от в «Программе»? Но даже верноподднический ответ: «да, да-да, и еще раз — да», приводит не к рукопожатию в качестве соратника. Говорят, что «Программа» это больше, чем бизнес. И ставят перед ним задачу – любой ценой на выборах предоставить заданный процент «за» партию власти, или ее кандидата по мажоритарке. А то – расплата будет жесткой.
Я слушаю, а перед глазами возникает отвратительный, пугающий, опасный спрут, оплетший и продолжающий оплетать своими щупальцами страну. Нашу с вами, а не «наследника-цесаревича» — страну. И желающий рассказать правду, несмотря на то, что это может быть опасным для него, налоговик, и те, кто выходил (и будет выходить) на улицы и против рейдерства по «Программе», и против грабежа бюджета вообще – это огромная, пусть пока окончательно несформированная, но армия. Она нужна, она должна действовать, поскольку щупальца спруту нужно вырывать с корнем. Уже сегодня.
Виктория АНДРЕЕВА, «ОРД»
http://ord-ua.com/2013/03/10/myi-postavlenyi-na-koleni-ili-programma-stomatologa/?page=2