Увеличение числа
пользователей с доступом к скоростному и качественному
Интернету, а также неоспоримое удобство такого рода сервисов приводит
к росту их популярности. Популярность — это число пользователей,
воспользовавшихся услугами видеохостинга и, соответственно, просмотревших
на нем рекламу. С учетом концентрированных возможностей контекстной
рекламы популярность можно монетизировать в существенную прибыль. К
примеру, по заявлению
Аскара
Туганбаева , ежемесячный оборот RuTube
к концу 2007 года составил 400-450 тысяч долларов. Однако это
непроверенная информация.
Пока продюсеры конкурирующих проектов озвучивают суммы месячной
прибыли одна больше другой (в целях саморекламы и дезинформации
оппонентов), не стоит забывать, что заработок от рекламы сильно
зависит от посещаемости. Нет посещаемости — нет смысла вкладывать
средства в рекламу на данной площадке. А успех в области,
связанной с понятиями "нравится — не нравится" —
вещь довольно-таки субъективная и неосязаемая. Для примера можно
напомнить, что первый видеохостинг в Рунете был создан компанией
"Рамблер". В нем есть практически все, что может быть в сервисе
такого рода. Одним из его сильных аргументов является количество
качественного профессионального контента, легально полученного
по соглашениям с производителями. Однако даже с учетом запаса
времени — а следующий видеохостинг появился приблизительно через два
года — Rambler Vision так и не стал самым популярным в нашем
сегменте Глобальной сети.
Для сравнения будут рассматриваться только отечественные
и самые заметные видеохостинги: "Видео@Mail.ru", Rambler Vision,
RuTube.ru, "Яндекс.Видео", Smotri.com. Исследование
не претендует на объективность и монументальный охват тематики.
При его составлении использовались материалы только из открытых
источников.
Направленность и охват аудитории
При изучении развития
рынка видеохостинга можно было отметить, что у некоторых — даже
крупных — игроков отсутствует четкая бизнес-модель. Одно дело создать
сервис, а совершенно другое — обрисовать его цели и задачи,
чтобы на базе этого привести его к процветанию. В простой цепочке
успеха "популярный ресурс — много рекламодателей — рост
прибыли" только со стороны все элементарно. Для популярности
необходимо иметь "нескучный" и "интересный" сайт,
а бухучет этому не учит.
Проект
Rambler Vision имеет явную
направленность на "солидную" аудиторию. Возможно, сказывается
наследие "Рамблер-ТВ" или деловой имидж самого "Рамблера",
упорно взваливающего на себя непосильную ношу "форварда Рунета".
Трансляции с концертов детского творчества, курсовые работы начинающих
кинематографистов, строгий запрет на сомнительное видео делают его
малопривлекательным для молодежи. По-видимому, посетители Rambler Vision должны
быть взрослыми и экономически состоятельными, с развитым эстетическим
вкусом. Минимум рекламы, направленной на продвижение преимущественно
других своих служб, наводит на мысль, что данный видеохостинг был сделан
на волне копирования популярных зарубежных сервисов, так сказать, для
ассортимента, а не целенаправленно для извлечения прибыли. Вялое
использование распространенных инструментов заработка (вроде платных sms)
и рекламных площадей только укрепляет эту мысль.
В противоположность
предыдущему видеохостингу
Smotri.com рассчитан
на самую активную в Интернете публику — подростков. Основу всего
видеоконтента составляют "приколы" того или иного рода,
а повышенной популярностью пользуется видео "для взрослых".
Большие баннеры и неплохая посещаемость — основной аргумент
администрации при работе с рекламодателями. Другой вопрос, как именно эта
посещаемость зарабатывается. Администрация проекта гордится тем, что одну
трансляцию на их сайте могут
смотреть свыше двух тысяч человек
одновременно. Однако при этом не упоминается, какие именно трансляции
пользуются таким неподдельным интересом пользователей. Но, похоже, это
не интересует ни рекламодателей, ни владельца — "Медиа
Мир" ("РБК" . Отсюда просматривается простой принцип: дешевая
популярность — тоже популярность. И она неплохо конвертируется
в наличность.
У сервиса «
Видео@mail.ru » единой
специфической направленности нет — просто он рассчитан на всю
возможную аудиторию пользователей в возрасте "от 12 до
54 лет", на которую так любят ссылаться менеджеры. Любой
посетитель может найти здесь как курьезы из жизни подростков или животных,
так и фрагменты передачи "Поле чудес" или фильмов вроде
"Приключения Шурика". Более привередливая публика имеет возможность
просмотреть лучшее из репертуара таких известных телеканалов, как
"ТНТ" и "СТС". Разумеется, такой охват появился
не на пустом месте. Работа изначально ставилась как расширение
"производственных мощностей" на основе почтового сервиса Mail.ru
и его клиентской базы. Потому во всех своих начинаниях упор
в основном делается на представителей всех социальных
и возрастных групп. Отсюда и замечательный охват аудитории.
Особенности
видеохостингов, похоже, вытекают из их технических возможностей, а не
из четко сформулированной бизнес-модели
Видеохостинг
RuTube.ru также нацелен
преимущественно на молодежную аудиторию. Присутствуют сюжеты
"думательной" направленности, фрагменты из кавээна
и музыкальные видеоклипы. Самый объемистый раздел — "Музыка
и выступления". Реклама присутствует в виде большого баннера, но
отличается креативной составляющей: то анонсируют концерт группы
Tequilajazzz на Эльбрусе, то свои конкурсы. Сервис яркий, интересный.
Чувствуются нестандартность мышления команды и отсутствие шаблонов при
создании конкурсов. Однако нехватка серьезного телевизионного контента
не позволяет расценивать RuTube.ru как полноценный видеопортал.
На фоне описанных
видеосервисов бета-версия «
Яндекс.Видео » производит
своеобразное впечатление. Во-первых, это самый поздний видеохостинг, если
рассматривать "большую тройку Рунета", и на нем размещено еще
совсем мало роликов. Во-вторых, это все-таки очередная служба
"Яндекса", и направлена она преимущественно на поиск видео
в Глобальной сети. С помощью "Поиска по блогам" сервис
собирает самые комментируемые пользователями сюжеты. Приятно, что
"Яндекс" не пошел по пути слепого копирования. Такая
концентрация популярного видео в одном месте (даже если они изначально
размещены на конкурирующих проектах) имеет значительные преимущества
и позволяет предположить дальнейший рост его посещаемости в ближайшем
времени. А это не обойдут своим вниманием будущие рекламодатели.
Первичные социальные признаки
Если раньше все проекты
в Рунете было модно называть "порталами" с эпитетом
"вэбдванольный", то сейчас все еще слышны отголоски зарубежного
бума социальных сетей. Теперь и у нас все веб-ресурсы, где пользователи
могут зарегистрироваться и добавить хоть какую-нибудь надпись, стараются
называться социальной сетью или "уникальным социальным сервисом". Не
обошло это явление стороной и отрасль видеохостингов.
Процесс взаимодействия
посетителей через сайт везде проявляется по-разному. Несколько проще оказалось
"тройке лидеров": добавив пару служб, они давно
из информационных порталов перешли в разряд социальных сетей.
Посетители получили возможность в одном месте добавлять контент,
а владельцы получили возможность своим очередным сервисам добавлять
пользователей, поскольку проекты тесно переплетены между собой и совмещают
свои функциональные возможности.
Далеко не все
отечественные видеосервисы позволяют пользователям активно участвовать
в его работе
На
"Видео@mail.ru" пользователи являются основными участниками sms-топа.
Еще их активность можно заметить на главной странице в разделе
"Новые ролики". В остальном преобладает профессиональный контент.
Особых социальных возможностей, кроме публикаций роликов, добавления
комментариев и оплаты эсэмэсок, фактически нет. Если кому-то
не хватает общения, ему, наверное, надо идти на "Мой
мир" — у Mail.ru это "национальная социальная сеть".
У
"Рамблера" с социальными признаками оказалось несколько
понятнее. Они более ярко выражены: пользователи выкладывают ролики
на кинофоруме «
Бумеранг », а потом
кое-что из этого обсуждают. При этом существует возможность и просто
комментировать видеосюжеты вне форума. Однако нельзя подписаться
на видеосюжеты определенного автора, как
на "Видео@mail.ru".
Бета-версия
"Яндекс.Видео" при всей ее ориентации на поиск позволяет
не только искать и добавлять ролики, но и участвовать в их
обсуждении. Интересной особенностью является создание своей коллекции
из видеосюжетов других пользователей.
Отдельно стоящим видеохостингам ввиду
их небольшого размера приходится уделять пользователям большее внимание. Сервис
RuTube.ru, помимо обязательных атрибутов с комментариями
и добавлением в друзья, ввел также просмотр friend-ленты
и рейтинг пользователей. Рейтинг складывается из авторитета,
активности и качества. Авторитет — количество людей, добавивших вас
в друзья, и число комментариев к вашим роликам.
Активность — ваши комментарии и добавленные ролики. А качество —
это качество исполнения видеосюжетов. Данный показатель придуман для
стимулирования высокого уровня видеоконтента, что особо важно для владельцев
сервиса. Таким образом, получается своеобразная комплексная иерархия участников
проекта.
Smotri.com пошел дальше всех в области трансляций. Любой
из посетителей может организовать свою онлайн-передачу, а реакцию
зрителей видеть в окне чата. Технические возможности сервиса действительно
позволяют транслировать один канал на аудиторию, превосходящую тысячу
человек. Еще одной особенностью является наличие возможности создавать
сообщества для совместного накопления видеоконтента. К сожалению, заложенные
разработчиками технические возможности используются пользователями либо
не так интересно, либо не для тех целей, которые предполагали
создатели.
Коментарі