хочу сюди!
 

Леночка

49 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 39-45 років

НЕЗАЛЕЖНІСТЬ - з досвіду

КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К НЕЗАВИСИМОСТИ

21/12/2014 00:15

Автор:

Иосиф Туровский

Израиль — образец того, как отлаженные общественные институты становятся основой для государственных

За последний год в Украине стали часто по разным поводам вспоминать опыт Израиля. Но, наверное, наиболее интересным и поучительным следует считать то обстоятельство, что Израиль сформировал государственные и общественные институты еще до обретения собственно государственного суверенитета. Украина же, формально став независимым государством, многие институты продолжает формировать уже свыше двадцати лет (причем не вполне успешно), а многие доставшиеся в наследство от УССР так и остались «совковыми» по духу.

Освоение Святой земли

Современное государство Израиль было создано в мае 1948 года по решению ООН, которое разделило территорию Палестины, находившуюся под британским мандатом, на две части — для создания еврейского и арабского государств.

Евреи в небольших количествах проживали на Святой земле все время, пока она переходила из одного владычества в другое. В 1880 году население Палестины, колонии Оттоманской империи, составляло 450 тысяч человек, из них евреев — лишь 24 тысячи. Земля, которую сами евреи называли Эрец-Исраэль, была не только их исторической и духовной родиной, но и мощным центром притяжения. Евреи понемногу ехали сюда, на средства своих богатых соплеменников скупали или арендовали землю и обживали ее. И по необходимости — отражали атаки арабских соседей, недовольных еврейским присутствием. Еврейское население Палестины (ишув) увеличивалось волно­образно, как правило, в связи с историческими катаклизмами — погромами, преследованиями и войнами. Всего принято считать пять волн алии — репатриации в Израиль с 1881 по 1939 годы. За эти годы в страну приехали свыше 420 тысяч человек.

После Первой мировой войны территория Палестины перешла под управление Великобритании. Евреи жили на правах национальной общины: в больших городах вперемешку с другими этническими группами, в маленьких поселениях — обособлено. Вопрос о своей государственности в практической плоскости не ставился, а существовал на уровне мечты. Фактическим же был статус национального очага на территории британской колонии. Но за это время евреями были созданы все общественные институты, которые в момент провозглашения независимости преобразовались в государственные.

Самоуправление и самоорганизация

Символично и логично, что одной из первых еврейских организаций стал Ха-Шомер (на иврите — страж), военизированные отряды самообороны. Его создали в 1909 году выходцы из Восточной Европы, которые участвовали в России в еврейской самообороне и революционном подполье. Ха-Шомер стал моделью для создания в 1920 году военной организации Хагана («оборона»), занимавшейся защитой еврейских поселений. А Хагана, в свою очередь, с образованием государства стала основой Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).

Для общения с мандатными властями Палестины в 1920 году было создано Собрание депутатов евреев Палестины и его исполнительный орган Ваад Леуми (национальный комитет), признанный британскими властями в качестве представительского органа ишува. Ваад также представлял евреев Палестины в Лиге наций и ООН. Второе название Ваада — Кнессет Исраэль. Именно так впоследствии стал называться парламент государства Израиль («кнессет» в переводе — «собрание»).

В декабре 1920 года в Хайфе был основан еврейский профсоюз Гистадрут («федерация»). Его первоначальной целью было представление прав всех работников еврейской национальности в Палестине, а также обеспечение двух доктрин сионизма тех лет. Это были доктрины о «борьбе за еврейскую землю» (покупка евреями земли и разворачивание на ней сельскохозяйственного производства) и о «борьбе за еврейский труд» (обеспечение занятости евреев, несмотря на то, что арабская рабочая сила стоила дешевле). Кроме того, Гистадрут обеспечивал также биржу труда, пособия по болезни и прочее. Гистадрут стал основой трудового сионистского движения и одним из самых влиятельных учреждений Государства Израиль. Помимо профсоюзных функций он также стал владельцем многих предприятий и самым крупным работодателем в стране.

Важную роль в жизни ишува играло Еврейское агентство для Палестины (известное как Сохнут), основанное в августе 1929го. Агентство несло ответственность за внутренние дела еврейского населения, в том числе за репатриацию, укрепление национальной идентификации, строительство новых поселений, экономическое развитие, систему здравоохранения, образование и культуру. Значение Сохнута, бывшего в тот период жизни ишува фактическим еврейским правительством, подчеркивает тот факт, что его председатель с 1935 года Давид Бен-Гурион в 1948 году стал первым премьер-министром Государства Израиль.

В 1933 году Англо-Палестинский банк, созданный как палестинское отделение Еврейского колониального банка (основанного в 1899 году в Лондоне как финансовая основа сионистского движения), принял на себя все банковские дела и капиталы Еврейского колониального банка в Палестине. В 1951 году Англо-Палестинский банк трансформировался в Банк Леуми (Национальный банк Израиля).

В 1937 году была создана организация Моссад ле-Алия Бет, в задачи которой входила нелегальная иммиграция евреев в Палестину (Алия Бет). Британские власти отнюдь не приветствовали массовый приезд евреев, поэтому приходилось организовывать контрабандную иммиграцию. До провозглашения Израиля в 1948 году Моссад ле-Алия Бет нелегально перевез в Палестину 75 тысяч евреев. Название «Моссад» в 1951 году унаследовала внешняя разведка Израиля.

Решение языкового вопроса

Отдельным и весьма показательным примером стало решение в Израиле языкового вопроса. Причем речь не только о наличии в стране двух официальных языков — иврита и арабского. Все указатели географических объектов также дублированы на английском языке, и в любом израильском городе можно увидеть массу вывесок на русском и табличек «Говорим порусски».

Сам государственный язык Израиля иврит еще в конце XIX века был языком священных книг и религиозной службы. Разговорным живым языком иврит сделала группа энтузиастов во главе с выходцем из Литвы Элиезером Бен-Йегудой. В начале ХХ века в еврейской общине Палестины шли жаркие споры о том, какой язык должен стать общим для евреев, приезжающих в страну. Люди говорили на идиш, ладино, немецком. В результате победили сторонники иврита. В первые годы существования Государства Израиль внедрение иврита носило достаточно жесткий принудительный характер. Но помимо администрирования в стране заботились о развитии и унификации языковых норм иврита. В 1953 году была создана Академия языка иврит — организация,  имеющая право устанавливать грамматические, лексические и терминологические нормы иврита, включая разработку и официальное утверждение неологизмов. Нормативные постановления академии публикуются в сборнике государственных актов и обязательны к использованию органами власти, научными и образовательными учреждениями, включая управление телерадиовещания. Каждый гражданин Израиля имеет право обратиться в академию и получить официальный ответ по вопросам, относящимся к языку иврит.

В Украине же, как известно, все произошло с точностью до наоборот: вместо унификации языковых норм, массового издания доступных словарей и учебников, повсеместного открытия курсов украинского языка в стране появились альтернативные нормы, стали предлагаться старые или диалектные слова, что лишь сбивало людей с толку и не способствовало популяризации украинского языка. Не говоря уж о том, что отдельную проблему для литературного украинского представляет суржик — но здесь израильский опыт уж никак не поможет.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник фото: Ryan Rodrick Beiler / Shutterstock.com

Теги: Израиль, общество, государство, ООН, Палестина, война, язык


5

Останні статті

Коментарі

Гість: О-leg-O

16.01.15, 23:17

Щось у цьому є. Адже не дарма кажуть, що коли хохол родився - єврей перехрестився.

    26.01.15, 23:21Відповідь на 1 від Гість: О-leg-O

    Я теж так думаю - чужий досвід не завадить !

      Гість: О-leg-O

      36.01.15, 23:25Відповідь на 2 від Lzarichna

      Я теж так думаю - чужий досвід не завадить !Шевченко еще казав...

        46.01.15, 23:36Відповідь на 3 від Гість: О-leg-O

        Шевченкові слова я знаю

          57.01.15, 02:17

          ну по поводу последних трёх строк - слышали бы вы иврито-русско-украинский сурж, с вкраплениями арабизмов...