хочу сюди!
 

Татьяна

46 років, діва, познайомиться з хлопцем у віці 37-52 років

Simplyman

попередня
наступна

Атек. Середина эпохи

  • 10.03.22, 19:17
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

    Сложно описать объективно этот период, так как те немногочисленные источники, которые мне удалось найти, несли на себе штамп советского взгляда на исторические науки, от чего многие факты в них исковерканы и приукрашены. Поэтому просто приведу несколько отрывков:

   После победоносного завершения Великой Отечественной войны в стране возобновился прерванный войной процесс построения развитого социалистического общества. Важнейшим этапом на пути решения этой задачи явилось восстановление разрушенного гитлеровскими захватчиками народного хозяйства, проходившее в чрезвычайно трудных условиях. В результате героического труда рабочих уже через 20 дней после освобождения Киева от гитлеровцев город получил первый промышленный ток. Восстановленный водопровод начал снабжать население и предприятия водой. Постепенно вступали в строй крупные предприятия Киева.

     На третий день после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков прозвучал первый в Киеве гудок. Это завод "Ленинская кузница" звал рабочих на восстановительные работы. Сначала здесь была отремонтирована электроустановка, а через три дня на заводе действовали кузнечный, газогенераторный, авторемонтный и литейные цехи, артезианский колодец. На заводе "Укркабель" не осталось ни одного исправного станка. Усилиями рабочих было отремонтировано некоторое оборудование, и через семь дней после изгнания оккупантов изготовлены первые 7 км полевого кабеля. В течение пяти дней после освобождения города были подготовлены к пуску первые цехи завода "Транссигнал", и с 12 ноября 1943 года он стал выпускать телефонные аппараты для железнодорожного транспорта. На заводе "Большевик" литейный цех начал действовать через два месяца после освобождения города. Вступили в строй отдельные цехи завода "Красный экскаватор", трамвайного завода им. Ф. Э. Дзержинского, Киевский и Дарницкий железнодорожные узлы. Начали работать хлебопекарни, молочный комбинат и другие предприятия пищевой промышленности. В ноябре 1943 года первую продукцию дали колбасный и мыловаренный заводы, табачная фабрика.     Высокий трудовой героизм на восстановительных работах свидетельствовал о большом патриотическом подъеме среди трудящихся. На заводе "Ленинская кузница" с первых дней были созданы бригады, которые заключили социалистические договоры и развернули соревнование за первенство в выполнении производственных заданий. Рабочие Лапинский, Онуфриев, Федоренко, Шуляк и другие ежедневно выполняли по две нормы. Партийная организация распространяла их опыт и добилась общего подъема производительности труда. Досрочно, 17 декабря 1943 года, на воду был спущен товаро-пассажирский пароход "Ильич". На работах по его ремонту особо отличилась бригада Белоусова, выполнявшая сменное задание на 400 проц. Рабочие завода "Красный экскаватор" в декабре 1943 года смонтировали 10-тонный пресс за 7 дней и 25-тонный пресс - на 4 дня раньше срока. 

На следующий день после освобождения заводской гудок одного из крупнейших предприятий города — "Ленинской кузницы" собрал 350 рабочих. От их имени группа ветеранов завода обратилась ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и интеллигенции Киева с письмом, в котором говорилось: "К труду, товарищи! К творческому восстановительному труду!" В ответ на этот призыв на предприятия пришли пережившие оккупацию рабочие, техники, инженеры. В первые дни после освобождения частично возобновили работу 75 предприятий. В это время на заводе "Транссигнал" начал работу телефонный цех, на заводе "Красный экскаватор" — литейный и деревообделочный цеха, на химико-фармацевтическом заводе им. Я. М. Свердлова — ампульный цех, дистилляционная установка и т. д. С освобождением города от оккупантов в цехах многих заводов и фабрик был организован ремонт боевой техники. Коллективы "Ленинской кузницы", "Арсенала" начали ремонтировать тяжелые танки, "Красного экскаватора" и им. И. И. Лепсе — наладили выпуск запасных частей для боевой техники. К работам по подъему судов, затопленных в Днепре в период оккупации, приступили речники и производственники судоремонтного завода. На фабриках и в швейных мастерских в массовом масштабе наладили ремонт армейского обмундирования. В целом на предприятиях Киева 40 % составляла продукция оборонного характера.

Восстановление и дальнейшее развитие промышленности осуществлялись по единому народнохозяйственному плану на 1946—1950 гг. Он предусматривал завершение восстановления и на этой основе быстрое развитие тяжелой, легкой и пищевой промышленности, с тем чтобы удовлетворить возрастающие нужды населения.     Весной 1946 г . коллектив Макеевского металлургического завода имени С. М. Кирова выступил с призывом выполнить пятилетку досрочно. Этот призыв широко поддержали трудящиеся. В патриотическом движении за внедрение скоростных методов труда высоких показателей добились токарь завода "Красный экскаватор" В. К. Семинский и токарь Одесского завода радиально-сверлильных станков Г. С. Нежевенко. Широкий размах приняло соревнование за звание "Лучший сталевар", "Лучший слесарь", "Лучший токарь". Трудовой подъем рабочих, большая организаторская деятельность партии и правительства обеспечили успех восстановительных работ.     Среди многих новаторских начинаний значительную роль сыграло внедрение скоростных методов труда. Одним из инициаторов этого движения стал токарь завода "Красный экскаватор" коммунист В. К. Семинский. В содружестве с ленинградским токарем Г. С. Борткевичем и московским токарем П. Б. Быковым он разработал новые режимы резания металла, усовершенствовал геометрию резцов, благодаря чему достиг высочайшей производительности труда. Внедрение только 37 его предложений дало предприятию около 300 тыс. руб. экономии. Уже в 1946 году токарь-новатор завершил свой пятилетний план, а к концу пятилетки выполнил 23 годовых задания. В 1950 году В. К. Семинский был удостоен Государственной премии СССР (50000 рублей, между прочим!).

     Не знаю, чему здесь можно верить, а чему нет, но более точных сведений по этому периоду у меня к сожалению нет. Если появятся - обязательно внесну поправки, а пока, как говорится, "чем богаты...". Стоит так же упомянуть, что с 44-й по 53-й годы на восстановлении завода активно трудились админзаключенные киевской областной колонии.

    После войны нужно было отстраивать разрушенные города, поэтому Советский союз отстро нуждался в строительной технике и стройматериалах. Так, в 1947 году завод приступил к выпуску машин для строительной индустрии. Еще осенью 46-го был изготовлен опытный образец многоковшового карьерного экскаватора поперечного резания на рельсовом ходу под индексом ЭМ-182, который предназначен для использования в карьерах при кирпичных заводах. В 47-м эта модель ушла в серию.

 
ЭМ-182. Источник 

В 50-м завод приступает к изготовлению экскаватора ЭМ-302 для строительства Волго-Донского канала. Экскаватор ЭМ-302 имеет емкость ковша 30 л; техническая производительность 54 м3/ч; мощность установленных электродвигателей 51,5 кВт; масса экскаватора с бункером, противовесом и транспортером - 25 т. Также выпущен опытный образец многоковшового экскаватора поперечного резания на гусеничном ходу ЭМ-50-6 с приводом от керосинового двигателя I-МА. В качестве силовой установки мог использоваться и электродвигатель.     В этот период завод расширяется. Дан старт строительству новых сталелитейного, кузнечно-термического и механосборочного цехов. В конце сороковых годов завод организовывает на Нивках строительство жилья для своих рабочих. Свой проект целого поселка так же предложил знаменитый киевский архитектор Иосиф Каракис, но его вариант не был воплощен в жизнь.     За 1949-1952 годы завод выпустил около 500 погрузчиков Т-107 на тракторе С-80 и более 500 экскаваторов ЭМ-182.

000000143 
Т-107 

В этот период изготовляются также многоковшовые экскаваторы ЭМ-161, ЭМ-501, ЭМ-502 для мелиоративных работ, штабелеукладчики ШУ-500, ШУ-800, ШУ-1000, бетоно- и раствороукладчики. 

000000144 
ЭМ-501 

ЭМ-502. Фото с сайта techstory.ru


По материалам:
Журнал "Юный техник" №2, 1956г. 
Журнал "Строительные и дорожные машины №9, 1967г. 
и др.
0

Коментарі