Всю страну потрясло дело, в котором, возможно, замешаны судьи и политики
В Литве совершено двойное убийство, но общественность... не хочет помогать полиции искать преступника.
Мало того: судя по откликам в печати, в интернете, по митингам общественность на стороне преступника. Политическая элита встревожена. Как бы этот случай не стал детонатором более крупного общественного протеста. Люди и так возмущены ошибками власти и резким снижением уровня жизни на фоне процветания элиты. А тут – ТАКОЕ. И к этому, возможно, причастна порочная элита.
Убийство необычное. Сначала в Каунасе нашли труп 47-летнего судьи Йонаса Фурманавичюса. Сразу возникла версия, будто преступление может быть связано с профессиональной деятельностью. Но вскоре в другом районе города обнаружили труп 30-летней Виолеты Н.
И сразу все стало почти понятно. Около мертвой женщины лежал пистолет, принадлежащий на законных основаниях 36-летнему каунасцу Драсюсу Кедису. А обе жертвы оказались связаны... обвинением в педофилии, выдвинутым убийцей. Судья якобы насиловал пятилетнюю дочь Кедиса. А Виолета Н. будто бы была одним из организаторов оргий.
Подозреваемого в убийстве по горячим следам не нашли, его объявили в международный розыск, а в СМИ хлынула информация о деле, которому, оказывается, скоро год. Оно вяло текло где-то во властных и прокурорских коридорах. Судя по некоторым признакам, ему не давали ход. И вот оно вдруг взорвалось – возмущенный отец решил разобраться с насильниками, реальными или придуманными, по-своему.
Конечно, правоохранительным органам еще предстоит выяснить, прав ли возмущенный отец. Его ведь самого обвинили в клевете. Но очень много признаков того, что в Литве действительно может существовать сеть педофилов, которую пытался разоблачить Драсюс Кедис. И даже если это не так, власти придется как следует постараться, чтобы успокоить общественность.
СМИ беспощадны не к возможному убийце, а к тем, кого он обвинял в педофилии. Масс-медиа полны сообщений о том, что дочь Кедиса будто бы опознала судью и Виолету Н., рассказала отцу о жутких случаях насилия. Драсюс пытался разобраться с педофилами – реальными или мнимыми. Он уличал в причастности к преступлению даже бывшую свою подругу — мать девочки, некоторых известных людей. Изготовил DVD-диски с показаниями малышки. Написал письма в Сейм, ведущим политикам страны. Но все тщетно.
«Что бы ни случилось, я не буду молчать, — приводит строчки из его письма популярный в Литве еженедельник «Экспресс-неделя». – Ради своей изнасилованной малолетней дочери, ради тех детей, которые были изнасилованы, и тех, кто еще подвергнется насилию, если этих извращенцев не осудят».
Газета «Литовский курьер» цитирует отвратительные подробности из письма Кедиса: «Год назад тогда еще моя четырехлетняя дочь Дейманте проговорилась мне, своему отцу (после развода девочка жила со мной), что ей очень не нравится, когда приходящий к ее маме Андрюс лижет ее. Мы ее спросили, как это понимать,и девочка рассказала, что приходящий к маме мужчина по имени Андрюс ее лизал, когда был с ней, он дергал свой «сисалас», а когда с него выбегал «крем», громко кричал».
Попытки добиться разбирательства дела ни к чему не привели. «Хоть Литва является членом Европейского союза и НАТО уже пять лет и должна быть правовым и демократическим государством, но правда и справедливость все еще заключены где-то глубоко в подземельях советского мышления и коррупции. 20 лет спустя объявления независимости Литвы мы видим, какая несправедливость и коррупция процветают в правоохранительных и правовых органах страны. Сегодня уже с точностью можно утверждать, что развалить Советский Союз было легче, чем сейчас заставить прокуроров и судей Литвы делать свою работу, т.е. бороться за справедливость, а не служить преступникам», — написал Кедис. И решился на собственное возмездие.
«Литовские сотрудники правоохранительных органов не видят совершенного педофилами преступления, поскольку это делали высшие должностные лица. Конституция Литвы в данном случае бессильна из-за огромного давления на наше правосудие не расследовать этого дела, — считает подозреваемый в убийстве. — Согласно нашей Конституции, перед законом все равны. Однако если преступление в Литве совершено политиком или судьей, они обычно не предстают перед уголовной ответственностью. Мы видим только один путь – предать огласке в средствах массовой информации других стран то, что творится в Литве».
Конечно, главный вопрос в том, говорит ли пятилетняя девочка правду. Как доказать насилие? Но многие специалисты считают: придумать такое пятилетней малышке невозможно. Так были или не были случаи педофилии? Но даже сейчас, после того, как фактически само общество взяло на контроль это расследование, происходят странные события. Директор Государственной судебно-психиатрической службы Литвы Константинас Дашкявичюс рассказал журналистам, что «все исследования наши эксперты – психиатры, детские психиатры, судебные психологи – уже провели». Казалось бы – сообщите результат. Однако в ответ Генпрокуратура сделала сообщение: «Прокуратура обращает внимание всех представителей СМИ, что подобные отдельно взятые интерпретации фактов вводят общество в заблуждение».
И уже сам факт того, что невозможно ничего понять, что дело явно затягивалось, наводит на подозрения – уж не прав ли Кедис? Не в своем преступлении, а в своих обвинениях. Однако в общественном сознании он уже превращается в справедливого мстителя, и это опасно. А образ элиты в глазах людей – как образ обобщенного извращенца, паразитирующего к тому же на теле народа. Ведь правительство собирается резко снижать пенсии, социальные выплаты, зарплаты.
В Вильнюсе и Каунасе прошли стихийные митинги, на которых выражалось возмущение распространением педофилии. Кстати, в Шяуляй на днях посадили на 12 лет педофила, который развращал дочь и за 150-200 литов продавал ее. Но это – обычный житель, рядовой человек, не судья и не политик.
Служба защиты прав ребенка занялась изучением вопроса. Со слов контролера по правам ребенка Риманте Шалашявичюте выяснилось, что Драсюс Кедис обратился сюда еще в середине мая, а найти правду у прокуроров пытался с ноября 2008-го. И вот еще одна странность. Генпрокуратура отрицает проведение психиатрической экспертизы, а Р.Шалашявичюте утверждает, что выводы комплексной психологической экспертизы девочки ожидались летом, но прокуратура отказалась предоставить их Службе по защите прав ребенка.
Уже и президент Литвы Даля Грибаускайте выразила недовольство ходом расследования дела о возможном насилии над дочерью Драсюса Кедиса. Глава республики потребовала от госучреждений взять на себя ответственность и предоставить общественности ясные ответы.
Судя по встрече с генеральным прокурором Альгимантасом Валантинасом будут и оргвыводы.
- Никто из сотрудников не избежит ответственности, – сказал генпрокурор.
Это говорит как минимум о том, что расследование, связанное с обвинениями в педофилии, халатно затягивалось.
Тем временем известный в Литве политик, представитель партии гражданской демократии Андрюс Усас, которого Кедис также обвинял в педофилии, и сам обвинил его в клевете и подал в суд, требуя один миллион литов.
Наложившийся на экономический кризис педофильный скандал поставил Литву перед возможностью революции — такие предположения на минувшей неделе высказывали ведущие литовские СМИ, даже такие известные политики, как европарламентарий Витаутас Ландсбергис (представитель правящей партии консерваторов). Педофильский скандал затмил все другие новости не только на прошлой, но и на этой неделе. По словам газеты Vakaro inios, стихийные акции протеста населения у зданий прокуратур по всей стране, в Каунасе и в Вильнюсе, в Шяуляе и в Клайпеде, а также у президентуры начали вызывать беспокойство, когда количество собиравшихся там людей стало измеряться не десятками, а сотнями. Непонятный взрыв в офисе Социал-демократической партии Литвы, над которым находится офис обвиняемой в попустительстве педофилам Контролера по защите прав человека, только добавили ажиотажа. Каждый день СМИ обнародуют новые факты, говорящие в пользу того, что Драсюс Кедис, около года безуспешно добивавшийся от властей Литвы принять меры по защите его маленькой дочери от педофилов и наконец, по предположениям, осуществивший суд Линча над судьей-педофилом и одной из сообщниц, не был психически больным. Небольшое сомнение в том, что девочка могла всё придумать, а отец поверил, на минувшей неделе почти развеялось. Педофилы — не выдумка девочки, а страшная реальность нынешней Литвы.
Телеканал LNK сообщил, что против оставшегося в живых политика и бизнесмена Андрюса Усаса, которого Кедис считал одним из трех педофилов, насиловавших его дочь, уже месяц как заведено дело, он признан подозреваемым в деле о педофилии. Отец Усаса в интервью телеканалу уже признался, что против его сына было возбуждено дело о педофилии, позднее оно переросло в дело об изнасиловании девочки. А газета Respublika отмечает: "Были собраны, можно сказать, неопровержимые доказательства вины Усаса, в прошлом общественного помощника являвшегося председателем Сейма Виктораса Мунтянаса. Было установлено, где Усас находился в то время, когда развращали девочку, это подтверждено с помощью электронных и технических средств. У следователей и экспертов не вызвали сомнений рассказы девочки. Косвенно вину Усаса может подтвердить и несовершеннолетняя дочь сестры сожительницы Кедиса Виолеты Нарушявичене, застреленной 5 октября. В ходе расследования выяснились и другие пикантные детали. Оказывается, Усас некоторое время платил за квартиру, которую снимала Лайма Станкунайте, приходил с ней к директору круглосуточного детсада в Каунасе, которую просил выдать недостоверную справку. Эта справка потребовалась Станкунайте для тяжбы с Кедисом из-за опеки над дочерью. В сентябре Усасу было предъявлено подозрение в преступлении, он был допрошен как подозреваемый и дал подписку о невыезде".
Тем временем, как отмечают в один голос литовские политики и обозреватели, напряжение в Литве — на фоне обостряющегося экономического кризиса и снижения социальных расходов — растет. Кто-то создает регулярно все новые сайты, посвященные накачанному "литовскому Зорро", Драсюсу Кедису, не добившемуся на протяжении года легальными средствами защиты у государства и убившему 5 октября, по предположению, людей, сделавших его пятилетнюю дочь сексуальной жертвой. Как сообщили представители литовской полиции, практически никто не звонил в полицию после того, как Кедис был объявлен в розыск и правоохрана обратилась через СМИ с просьбой к жителям помочь найти беглеца. В то время, как в других случаях люди звонят больше, чем надо. Более того, большинство интернавтов заявляет, что если бы увидели Кедиса, то не то что не сообщили бы полиции, а всячески помогли бы ему скрыться. Есть даже уже предложение выдвинуть кандидатуру все еще не найденного Кедиса в президенты Литвы, а количество записавшихся на портале Facebook в друзья к литовскому герою уже измеряется многими тысячами. Все это происходит на фоне катастрофически низкого доверия граждан к институтам власти, в том числе к правоохранительным органам.
Газета Lietuvos inios в статье "Незаменимые" ставит вопрос о неадекватности литовских руководителей, виновных в возникновении скандала и не собирающихся взять вину на себя. Газета пишет: "Если по поводу каждого преступного деяния будем обвинять генерального прокурора, в Литве не останется генеральных прокуроров", — говорил с телеэкрана А. Валантинас (генпрокурор Литвы. — ИА REGNUM Новости). Р. Шалашевичюте (обвиняемая в игнорировании просьб Кедиса Контролер Службы по защите прав ребенка. — ИА REGNUM Новости), как только речь зашла о ее ответственности, тоже заявила, что темные политические силы хотят уничтожить само учреждение контролера. Молодцы — оба выдержали экзамен по научному коммунизму. "Говорим Ленин — подразумеваем партия, говорим партия — подразумеваем Ленин", — учили нас в советское время". По словам обозревателя газеты, литовские власти преступили роковую черту. "Не собираюсь учить прокуроров, как комментировать досудебное расследование. Мне намного интереснее то, что литовская правоохранительная система не замечает, что они сами переступили черту. Ту черту, за которой люди не верят судам и всему, что с ними связано".
По словам ежедневника, в Литве может начаться настоящая революция. Не случайно ведь власти после убийства судьи охватила паника — усилена охрана прокуратур, судей, контролеров и других лиц, виноватых в том, что они целый год ничего не делали, чтобы защитить сексуально насилуемого ребенка. Власть предержащие боятся быть застреленными — не только все еще не найденным Кедисом, но и доведенным до отчаяния народом — как был застрелен судья. Убитого судью Фурманавичюса, которого девочка узнала как одного из насильников, даже не допросили как подозреваемого, не провели обыск. "В повествовании Чарльза Диккенса "Повесть о двух городах" описано, как высокопоставленный господин, чья карета, летя на безумной скорости, раздавила ребенка, бросает монету его отцу. И еще укоряет, что бедняк из бедного квартала так плохо следит за своим отпрыском, что тот путается под ногами. Это был рядовой эпизод из жизни Парижа — еще до революции и бряканья гильотины. Прочитав книгу английского классика до конца — увидим впечатляющее описание того, что даже с очень высокопоставленными господами, а также со всеми, кто попадется под руку, делают ставшими популярными суды Линча". Как бы спохватившись, автор заключает: "Не пугаю никого революционными ситуациями, не становлюсь в "клубы почитателей" тех, кто подозревается в убийствах. Тем более не угрожаю. Только если английскую классику слишком кому-то тяжело освоить, посмотрите российский фильм "Ворошиловский стрелок". Дедушка изнасилованной девочки, после того, как такой себе русский Валентинас (...) закрывает дело, покупает ружье у бандитов".
Как будет разбираться в ситуации литовская Фемида и правоохрана – покажет время. Но у Кедиса, судя по всему, свой суд. Он скрывается. И у него есть еще винчестер...