Когда
умирает любимый дед, мать, отец или ребенок, то утрата кажется такой
великой, такой тяжелой — мы чувствуем, что дорогой нам человек ушел
навсегда. Как хотели бы опечаленные родственники снова увидеть своего
отца, услышать голос своей матери, снова побыть со своим ребенком.
Нежелание расставаться порой бывает настолько сильным, что близкие
могут снова вернуться к нам — не только во сне, или в воображении, или
во время гипноза — но в реальности — они снова рождаются в нашей семье.
Кэрол Бауман, автор книги «Прошлая жизнь детей»,
говорит о недавно открытом феномене реинкарнации в той же семье — деды
становятся своими же правнуками, дядья становятся своими же
племянниками, матери меняются местами со своими дочерьми, а дети,
трагически погибшие в юном возрасте, иногда возвращаются к прежней
матери. Происходит это повсеместно, но, как правило, люди не узнают
своего родственника, поскольку, либо просто не допускают такой
возможности, либо не знают, по каким признакам это можно определить.
Трехлетнему Питеру снились кошмары, и он постоянно звал «свою маму». Но когда входила его мама,
он смотрел на нее и говорил: «Ты не моя мама». Вскоре после этих
случаев он начал рассказывать о своем «друге» Гарри и об отце Гарри,
которые погибли во время пожара в желтом доме, забравшись под матрас,
чтобы спрятаться от дыма. Он рассказывал все в мельчайших подробностях,
включая горящую сосну, описания внешности пожарников и очевидцев
пожара. Мать Питера подтвердила, что все, что сказал Питер, в точности
соответствовало реальным событиям вокруг пожара, во время которого
погиб дед Питера и его сын Гарри, брат матери Питера. Это убедило ее в
том, что Питер был реинкарнацией ее брата, Гарри. Раньше ей никто не
рассказывал о подробностях пожара. Особенно она была поражена, когда
узнала, что пожарники нашли два тела, действительно лежащих под
матрасом.
* * *
Аналогичный
случай с индийским мальчиком по имени Титу лег в основу документального
фильма, который транслировался по Би-Би-Си в 1990 году.
Титу
Сингху было два с половиной года, когда он начал рассказывать членам
своей семьи о своей другой жизни в Агре, городе на севере Индии. Его
воспоминания были вполне конкретными: он рассказывал, что был
владельцем магазина электронных товаров по имени Суреш Верма, что у
него была жена Ума и двое детей. Он сказал, что был застрелен, затем
кремирован, и его пепел развеяли по реке. Сначала родители не
воспринимали это всерьез, однако его поведение приводило их в
недоумение — часто он вел себя так, словно не был частью их семьи.
«Титу — обычный ребенок, но иногда он говорит и делает то, что
свойственно только взрослым людям», — сказал его отец.
Титу
многократно говорил своим родителям, что скучает по родному дому и
хочет вернуться в Агру. Однажды его настойчивость достигла такого
накала, что он свернул свою одежду в узелок и пригрозил родителям, что
уйдет из дома.
Старший брат Титу решил
отправиться в Агру, чтобы проверить, насколько заявления братишки
соответствуют действительности. Он нашел магазин видео-товаров с
вывеской «Суреш Радио», которым владела вдова Ума, чей муж был
застрелен — все было именно так, как и рассказывал Титу. Брат
встретился с Умой и объяснил, что его маленький брат выдает себя за ее
почившего мужа. Эти новости показались Уме очень странными. Она решила
посетить семью Сингхов на следующий день. Когда на следующий день у
дома Сингхов неожиданно появилась семья Вермы, Титу стоял возле
водопроводного крана на улице и умывался. Он-то и заметил гостей первым
и сразу же узнал их. «Пришла вторая семья!», — закричал Титу своим
родителям. Они усадили гостей на веранду, и Титу попросил Уму сесть
рядом с ним — странная для Индии манера общения пятилетнего мальчика с
взрослой женщиной. Он спросил о детях и затем шокировал вдову,
рассказав ей во всех подробностях о посещении ярмарки в соседней
деревне, на которой Суреш купил для нее сладости. Кроме нее, об этом не
мог знать никто. Позже Титу рассказал о том, что зарыл золото в доме.
После
этого Титу решили свозить в Агру. В качестве проверки взрослые устроили
так, что по его прибытии на место детей Суреша посадили играть с
другими соседскими детьми. Титу сразу же узнал их, выделив их среди
других детей. Войдя в магазин видео-товаров, Титу точно указал на
перестановку, которая была сделана после смерти Суреша.
Титу
точно описал обстоятельства убийства Суреша. Это произошло поздно
вечером. Возвращаясь с работы, Суреш хотел выйти из машины, но был убит
выстрелом в голову. Ума сказала, что именно так все и было. Посмертное
медицинское заключение подтвердило, что Суреш Верма был застрелен в
голову и умер от пулевого ранения в правый висок. В заключении
приводились точные размеры и месторасположение мест входа и выхода
пули.
Титу обрили и обнаружили родимое пятно —
круглое с неровными краями, которое в точности соответствовало месту
входного пулевого ранения Суреша Вермы. С другой стороны головы было
второе родимое пятно, соответствующее месту вылета пули.
Титу рассказал о подробностях убийства в агрском суде и «смог убедить власти города в том, что был воплощением убитого».
* * *
История
человечества свидетельствует о том, что подобные случаи реинкарнации
были известны людям еще тысячелетия назад. В знаменитой Махабхарате
описывается история царицы по имени Амба, которая дала клятву убить
великого воина Бхишму. Наложив на себя суровые епитимьи, она снискала
благословение Шивы, что в следующей жизни родится воином Шикханди,
который и убьет Бхишму. Так и произошло — в следующей жизни Амба стала
мужчиной, и об этом знали все цари того времени, включая самого Бхишму.
Одна
из популярных теорий о реинкарнации состоит в том, что душа, однажды
попав в тело человека, в следующей жизни может родиться только
человеком. Но в Бхагавад-гите, древнейшей философской беседе,
говорится, что то, какое тело человек получит в следующем рождении,
зависит от состояния его сознания в момент смерти.
Если
человек умирает в невежестве, он попадает в животное царство. В
пуранических текстах рассказывается об одном великом императоре по
имени Бхарата. По ведической традиции, на склоне своих лет Бхарата
отрекся от царства и стал отшельником. Уйдя в лес, он целиком посвятил
себя аскезе и медитации. В один из дней он вытащил из реки тонущего
олененка и приручил его. Он так привязался к олененку, что во время
исполнения своих духовных обязанностей думал только о нем. Однажды
олененок потерялся, и Бхарата, который души не чаял в своем любимом
питомце, отправился искать его. Во время поисков он сорвался с обрыва и
разбился. Поскольку в последние секунды жизни образ олененка стоял
перед его глазами, в следующей жизни он родился оленем. Даже в теле
оленя он продолжал помнить о своей ошибке, поэтому в следующем рождении
он стал великим святым, Джадой Бхаратой.
Несмотря
на обилие подобных фактов, все же открытым остается вопрос — зачем нам
знать об этом? Хотя провозвестники популярных ныне духовных знаний
говорят, что мы — духовные существа, все же между новомодными идеями о
реинкарнации и ясным пониманием этого знания лежит бездонная пропасть.
Всевозможные издания эзотерического содержания могут утолить наше
любопытство, но знание о реинкарнации предназначено не только для того,
чтобы мы могли блеснуть своей эрудицией в кругу друзей и удивить
неискушенную публику необычными фактами. Любое знание должно приводить
к каким-то практическим результатам, и знание о переселении души — не
исключение. В противном случае оно остается сухим и безжизненным.
Правильное же его применение может наполнить смыслом каждый аспект
нашей повседневной жизни.
Согласно ведической
науке, понимание отличия души от тела знаменует собой лишь начало
постижения Абсолютной Истины. Прежде всего, человек должен осознать
свою вечную неувядающую природу — природу души, и только тогда он может
двигаться дальше по пути самопознания. Но даже эта азбучная истина не
откроется тому, кто кружит в водовороте чувств. Если мы на практике не
построим свою жизнь на определенных принципах, направленных на наше
очищение, то даже начальные фазы духовного опыта ускользнут от нас.
Даже
зная о существовании реинкарнации, мы можем не решить главную проблему
нашего существования — продолжение самсары (круговорота рождения и
смерти). Душа по природе своей — неотъемлемая частица Бога, поэтому
полное знание о перевоплощении души включает в себя понимание вечных и
разнообразных отношений с Богом и другими душами.