хочу сюда!
 

Ксения

38 лет, рыбы, познакомится с парнем в возрасте 40-45 лет

Айкидо

предыдущая
следующая

Дитя Айкидо

http://chelovek21.info/lichnost/ditya-ajkido.html


«Дитя Айкидо» или научиться летать…

 

Вы умеете летать?

Это очень просто, если…

Айкидо присутствует в жизни моей более четверти века. Нет, я не занимаюсь этим боевым искусством, но весь обозначенный период меня сопровождают Cэнсэи, практикующие эту философию.

… Когда есть вопросы, нужно понимать, что ответы заключены в них самих (или в нас самих, хотя, это одно и тоже ). И, если тебе невидим ответ, значит, вопрос сформулирован неверно (или ты сам для себя еще «не сформулирован» ).

Ты принимаешь Айки сознанием и мастерство постепенно, step by step поселяется в твоем теле. Искусство дыхания, легкие движения - маленькие по амплитуде, но с необходимым количеством силы, вхождение в равновесие с силой «противника», снятие «тормозов» в необходимое время, дух равновесия – все это азбука , которая присутствует для меня не на татами, а в реальности. Во всяком случае, соответствие этой «школе» прохожу постоянно. А на татами… ну, все еще впереди Как говорят последователи : «Перед тобой не существует выбора Пути. У тебя только один Путь, по которому нужно идти».

Продолжаем цикл бесед с руководителем Общества японской культуры "Fudoshinkan", организатором Днепр Аракидо Кэйкокай, 4 дан Айкидо Айкикай, степень Мокуроку по школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, 1 дан джиу-джитсу АДДУ Дмитрием Масько.

Сегодня поговорим о «планках» и «ступеньках», истинных и мнимых врагах, универсальности Инь-Янь, разности первичного и современного Айкидо и начнем, безусловно, с Сэнсэев и учеников.

 - Учитель и ученик – это один и тот же человек. Сэнсэй – проводник, который получает информацию и передает дальше. Информация поступает из разных источников и чаще всего, как, например, в традиционных школах боевых искусств, Сэнсэй имеет своего наставника. Не состоялся бы ни один Сокэ, если бы, в свою очередь, не учился у другого. Вот такой круговорот от старших – к младшим. По окончании каждой тренировки, все благодарят друг друга. Сэнсэй совершенствуется вместе с учениками, видит их результаты, понимает, как точнее донести информацию, оценить упражнение, порой с неожиданной стороны

- А каждый ученик может стать Сэнсэем? Речь не о «весах» ученик - Сэнсэй, я про Учителя как личностную единицу?

- Каждый. Часто бывает, что ученики, которые менее талантливы, и у которых что-то не получается, трудом и целеустремленностью достигают успехов в своем движении, становятся людьми, способными передавать. Бывает, чему то учатся, дотягиваются до определенных субъективных планок и уходят в новые способы открытия себя. У каждого свой путь и понимание достаточного.

- А «планки» необходимы?

- В нашем европейском сознании эти планки уже существуют, мы их сами устанавливаем, это своеобразные ступени. В восточном понимании иначе, там просто действие.

- Ну, я без «планок» живу, это дает необходимое ощущение свободы.

- Все индивидуально. Восточный Сэнсэй говорит: «Просто делай, делай, делай...». Не существует кратности количества упражнений результату, это не прогнозируемо.

- Безусловно, можно сделать двести упражнений и ничего не достичь, а можно - одно и коснуться истины.

- Да. Цели ставят для действий. Для этого относительно недавно в боевых искусствах была разработана, так называемая, «поясная» система: даны, кю, аттестация, пояс, сертификат и подготовка к следующей ступеньке.

- А ступенька вниз, в данном случае, бывает? Или человек достиг чего-то и это уже константа?

- Если в техническом плане, то можно заболеть и физически отодвинуться от результатов, однако навыки, которые вырабатываются не уходят. Например, ты научился плавать и умеешь держаться на воде, и - это останется в подсознании навсегда. А, когда есть возможность поддерживать наработанное, то ты будешь постоянно в перспективе развития, стремления и дальнейшего ускорения. Основное в традиционных школах боевых искусств - формирование сознания, раскрытие его, способность ощущать и чувствовать этот мир, создавая его. На начальных уровнях - это не всегда можно разглядеть и зафиксировать, но в дальнейшем проявляется, в зависимости от того, сколько времени человек уделял занятиям. Когда я провожу с детьми тренировки по Айкидо, я рассказываю им, что, в первую очередь, через координацию движений и умение сконцентрироваться на действии, они тренируют и развивают свой мозг.

 

- Давай подробнее поговорим про Айкидо. На мой взгляд, это боевое искусство универсально и по навыкам, и по поведенческой «карте», которую можно начертить. С другой стороны, жизнь довольно жесткая, а Айкидо - это гармония совершенства в поступках, действиях, сознании. Не больно ли будет натыкаться на это противоречие, плотно погрузившись в философию и систему Айки? Не становится ли человек, в этом случае, более беззащитным, сойдя с татами и возможно ли, создав айки-реальность в себе, ретранслировать ее во внешний мир?
- Да, выражение гармонии и мягкости и одновременного принятия и отдачи в Айкидо это то, что проповедовал его основатель Уэсиба Морихей и то, что в традиционных школах присутствует с момента зарождения. Так же, как и понимание отсутствия врагов, на что нанизана философия и Айки, и «традиционки».

Айкидо – своеобразная вытяжка, сделанная Уэсиба Морихей, сформировавшем это направление из разных школ, которые он практиковал. Речь, в том числе, и о Дайто Рю Айкидзюдзюцу и Ягю Рю. Уэсиба получил Ягю рю имел сертификат Сёдан Денсё. Современное название школы Ягю рю - Ягю Синган Рю Тайдзюцу, то, что передает сегодня «фудошинкановцам» Кадзицука Сэнсэй, с юности школу эту практиковавший.

Однозначно, Айкидо не набор приемов и формы, которые там используются, необходимы, прежде всего, для формирования сознания. Именно благодаря этому отношение к тому, что происходит с тобой и, к тому, что ты делаешь, меняется. Враг - это лишь то, что сформировано у тебя на подкорке и, если ты поймешь это, он перестанет быть таковым, и станет учителем продвижений и изменений.

- Образ врага – это, прежде всего, наши страхи.

- Конечно. Самураев учили ощущению максимального отсутствия страхов, в том числе и перед смертью. Они просто делали свое дело, были преданы ему, а традиционные школы пролонгировали это в сознании, мотивировали, закрепляя внутренним убеждением. Ведь, если ты злишься на кого-то, это ты злишься на себя и ты сам себе враг. Что бы ни происходило, воспринимай это как данность и смирение. Смирение в контексте приятия и принятия решений, как действовать дальше. Никакой суеты и агрессии. В Айкидо это принятие вырабатывается через расслабленное тело и принятие энергии твоего партнера на физическом уровне, в единстве тела и сознания. Поэтому ни поддаваться, ни сопротивляться на тренировках не нужно. Не с кем соревноваться, кроме самого себя и учителя - твои партеры, которые помогают.

- Здесь партнерство особое…

 - Особое.Учидачи(Учитель) обучает Сидачи (Ученик) в Корю (японских старинных школах боевых искусств), а в Айкидо - это Уке и Нагэ. Первый - тот, кого бросают в упражнении, второй, тот который нападает, но здесь все гораздо глубже, чем, кажется на первый взгляд. Уке - учитель или старший ученик, обучающий своего партнера Нагэ. Есть старшие и младшие ученики и, пока ты досконально не освоил свою «роль», ты не переходишь на следующий уровень. Если мы посмотрим архивное видео Кадзицука Сэнсэй, видно, что он бросает Сэнсэя Муто, т.е. тот работает в качестве обучающего, а Кадзицука - в качестве ученика. Это не означает, что тот, кто бросает, сильнее и круче, наоборот - он учиться и младше. Учитель – тот, кто дает возможность развиваться, формирует твое сознание.

Сейчас довольно часто ката выполняется при смене партнеров местами без четкого разграничения и без необходимого люфта времени для совершенствования. В Катори Синто Рю стороны учитель-ученик традиционно сохранены. Ученическая делает, например, нагинату, бо, шест, учительская - меч. Когда ты работаешь с мечом против длинного оружия, это сложнее и именно здесь важна роль Сэнсэя.

 

 - Конечно. Он раскрывает твои возможности максимально.

- А ты знаешь, что «укэми» - от японского «укэмас» и это не совсем кувырки, как часто переводят. «Укэми» – умение принимать энергию и мягко уходить. Понимаешь, чаще всего Айкидо воспринимается лишь как возможность обороны, но это неверно. Другими словами, можно ли с помощью айфона забивать гвозди? В принципе да, но насколько это будет эффективно и для тебя, и для самого айфона.

Основатель дзюдо Дзигоро Кано, увидев выступление Уэсиба Морихей, воскликнул «Это истинное будо!», имея ввиду, в том числе и контекст Пути воина по способности принятия, смирения и нахождения в состоянии и моменте Здесь и Сейчас. Т.е. чувствования того, что происходит без примеси эмоциональных и оценочных суждений, понимаешь?

Истинное будо - это не единоборство, благодаря которому можно всех победить, главная ценность в возможности стать другим.

- Или вернуться к себе настоящему.

- Конечно. И Корю тоже об этом и с помощью ката, можно себя совершенствовать. Т.е. Уэсиба отталкивался от техник традиционных школ, опирался на классику и трансформировал это для Айкидо. А сейчас трансформация происходит не всегда бережно и в современном Айкидо многие ищут лишь эффект «серебряной пули» или возможность всех победить. Повторюсь, советую начать с победы над собой и не рассматривать Айкидо в качестве самообороны и поиска смоделированных в сознании врагов. Самому от себя обороняться что-ли Понимаешь, говоря современным языком, Айкидо сегодня – это популярная музыка, а традиционные боевые искусства – классическая.

- Ну, да. Весь мир у нас в голове, а стиль «мелодии» и жанр зависят от нас.

- Конечно. Все, что вокруг – это я и, что бы я ни делал и мое отношение ко всему - это тоже я. Важно понять и принять это, в этом высшая степень ученичества, точка отсчета всего. Сэнсэй – тот, который отдает - это мужское Инь, ученик принимающий – Янь и наоборот нельзя, если ты максимально отдаешь и не принимаешь, тогда ты не Сэнсэй, а менеджер. Смещения в ту или иную сторону возможны, но идеально - это способность принимать и отдавать одновременно. И, как ты понимаешь, принятие без открытого сознания не получится.

Иногда мы включаем оценку по принципу бытового применения: «это я буду делать, потому что мне это пригодится для улицы и обороны, а это не буду, потому что применить не смогу, а это, мне не понятно».

- Ну, приходят же разные люди заниматься, не у всех «утилитарка» на уме.

- С учетом моего более чем двадцатилетнего опыта в Айкидо, люди приходят с разными мотивациями и приоритеты меняются. Кто-то посмотрел фильм со Стивеном Сигалом и хочет подражать, но жизнь не кино. «Какое самое совершенное Айкидо?» - спрашивают меня. – «Когда вы идете по улице, и вас никто не трогает». Т.е. у вас есть ощущения, КАК и КУДА идти верно, и это ощущение невозможно пощупать руками. Это не приемы, они лишь способ, формирующий тело и сознание, связанные напрямую. Представь себе твердый пластилин, который разминают, и он становится мягким и податливым в руках. А упражнения, для того, чтобы человек почувствовал в себе умение, движение, координацию. На нас смотрят и оценивают по тому, как мы идем, как тело размещено в пространстве. Но это заслуга не тела, а работа сознания, от качества которой тебя и воспринимают люди.

- А в чем базис Айкидо одного из твоих наставников Сэнсэя Суговара, который начал заниматься с девятнадцати лет?

- У него особое отношение к этой школе, особая философия, согласно которой работа Уке, заключена в мягкости и принятии, что рождает в ответ контртехнику (каесиваза). Он учится новому каждый день и не останавливается в этом движении, поскольку считает, что основная суть, не в том, чтобы преподавать, а в том, чтобы учиться. Концентрация, дыхание, стойка; контроль над своим телом; мягкость и гибкость движений, как стратегия тела; сознательная бдительность и вдохновение, первичность формы над техникой - таковы его основные практические советы.

Меня иногда спрашивают, не провожу ли я лекций по Айкидо. Айкидо – это философия действий. Теоретизировать же, к примеру с детьми, не стоит, необходимые моменты нужно затрагивать практикой тренировок, а не рассуждениями о гармонии и любви.

- К тому же ребенок вряд ли воспримет кальку теории, он же ассоциациями считывает мир. А есть то, чему нельзя научить или научиться?

- Можно всему научиться. Дети часто говорят: «Я не могу это сделать». Нет слова «не могу». Есть «я еще не научился». Было бы желание, целеустремленность, действие, человек может научиться делать все. И я отвечаю: «Ну, ты же сейчас не можешь водить машину, нет. А через десять лет сможешь?» – отвечают: «Да»». А в чем тогда разница, потенциал то есть, необходимо лишь время для выработки навыков. Или ребенок не умел кушать тыкал себя ложкой в глаз, засовывал ее в ухо, не попадая в рот, но потом же научился. Стремитесь, все возможно, а Сэнсэй - поможет. Другой вопрос насколько это вам необходимо, но тут уже нужно опираться на собственные ощущения.

 

- Важна и роль родителей.

- Они влияют на выбор детей и тоже своего рода Сэнсэи. Бывает, воплощают в них свои нереализованные мечты, хотя детям необходимо совсем иное.

Сэнсэй же, к которому ребенка привели, должен услышать его истинные желания, подтолкнуть к истинному предназначению. Например, он ходил на Айкидо выработал координацию движений и начал заниматься танцами, где эта координация взаимодействия с партнером востребована и поможет достичь успехов на паркете. Возможно, эти умения раскроют в нем что-то другое. Главное, действовать и ощущать пространство, а занимаешься ты Каратэ или Айкидо – это вопрос второй. По какому бы вектору реализация ребенка не происходила– это замечательно, потому что положительно действует на его здоровье и сознание. Гораздо хуже, когда вопреки его воле, из него пытаются сделать чемпиона. А вот, занятия единоборствами ничего плохого не принесут, потому что здесь соревновательный момент, а значит немотивированные физические нагрузки, отсутствуют.

 Я никогда не ставлю ограничений, и не советую, что ребенку нужно заниматься исключительно тем или этим, нужно все пробовать и смотреть, как он ощущает себя, в чем и как проявляется. Я стараюсь раскрыть его максимально, бывает, что не все получается, тяжело, но опять же здесь нужно, чтобы родители определились, нужно ли продолжать. А для взрослых учеников помощниками являются сила духа, целеустремленность, умение преодолеть себя.

У меня был ученик в Николаеве, который считает, что я спас ему жизнь. На него напал пьяный с отверткой, у него автоматически сработало подсознание и он применил технику Айки. Если бы он запаниковал и испугался, случилась бы беда, а когда сознание открыто, даже в экстремальных ситуациях – это спасает. Уточню, речь не про оборонительную прелесть Айкидо, а именно про открытое сознание, которое освобождает и мотивирует скорость и верность принятия наших решений в экстремальных ситуациях.

Свобода - в сознании. Слова «не могу» - нет.

- Ричард Бах говорил: «Осознай, что знаешь, и научишься летать…»

 



5

Комментарии

12.02.20, 19:53

Реклама здесь в ленте правилами сайта запрещена!

    22.02.20, 20:32

    очень красивый вид восточных единоборств!