хочу сюди!
 

Татьяна

57 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 55-58 років

кошки и история:расселение,жизнь с людьми

Когда римские легионы завоевывали Западную Европу, они привезли
кошек в своих обозах, до этого домашних кошек там не было. Это привело
к тому, что появились и другие домашние кошки - результат скрещивания
привезенных с приземистыми коренастыми дикими европейскими котами. Они
и дали сильное, более крупное, но не очень обильное потомство. Когда
римляне завоевали Британию, то кошка появилась и на островах туманного
Альбиона, причем сперва в Шотландии.

 

Шотландцы
использовали котов не только для охраны амбаров, но и для военных
целей. Многочисленные гербы шотландских родов украшены изображениями
кошек, а графство Кейтнесс в переводе означает - "Кошачье". Герцог
Сазерленд еще имеет и второй титул: дюк Кэт - «Кошачий герцог». Если
вам удастся, прислушайтесь к мелодиям, которые наигрывают шотландцы на
своем национальном инструменте - волынке. Не правда ли, это временами
очень напоминает настоящие кошачьи звуки?

В 940 году герцог Холуэлл Уэльский издал закон о содержании кошкикак ценного животного. В каждом поселке должно было быть 9 построек, 1печь, 1 плуг, 1 маслобойня, 1 бык, 1 пастух, 1 петух и 1 кошка. По ценеже кошка этим законом приравнивалась к стоимости бычка или жеребенка.Убивший или укравший кошку, охранявшую амбары феодала, должен был возместить убытки овцематкой или эквивалентом ее стоимости, а это былодостаточно дорого. В соответствии с законом Холуэлла кошки должны былихорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, ловить мышей, прилежновоспитывать котят и не поедать их, не очень часто требовать кота. Еслипосле покупки вскрывался какой-либо недостаток, то цену кошки снижали на треть.

   Возвращаясь из крестовых походов, рыцари, сами того не ведая,завезли в Европу черную крысу - переносчика чумы, в результате чего
эпидемии этой страшной болезни опустошали страны Европы не единожды. Ни
капканы, ни яды черную крысу, как говорится, "не брали". И только
кошки, чья ловкость и боеспособность уже не вызывали сомнений, встали
на пути полчищ черных крыс.

В средние века кошка получила значительное распространение в Европе,
где ее использовали для борьбы с грызунами. При расселении одомашненныхкошек в Европе произошло скрещивание их с европейской дикой кошкой, чтопривело у европейских короткошерстных особей к часто встречающемусясеро-коричневому окрасу, который делает их похожими на своих диких сородичей.

Результат таких многочисленных и беспорядочных скрещиваний проявляется в том, что одни кошки отличаются большими размерами и
коренастым телосложением, другие, напротив, худы и у них тело вытянутой
формы, как, к примеру, у сиамских и восточных короткошерстных. Отметим,
что именно сиамские кошки, избежавшие контактов с тяжеловесными
северными родственниками, наиболее близки по всем показателям к своим
прирученным прародителям.

В период, когда в европейских странах инквизиция устраивала охоту наведьм, кошка из доброго гения вдруг превратилась в дьявола, служителя магов, союзника ведьм, а то и просто в злодея.

       Соответственно методы преследования и расправы над кошками были многочисленными. Кошек подвергали пыткам, казням, сжигали и топили.
Поверьте, что кошачье племя вынесло немало и заплатило дорогую цену за
невежество людей. Поэтому отметим только, что католичество в средние
века не принимало кошек абсолютно. Возможно, здесь повинно то
обстоятельство, что кошки играли известную роль в мифах германских
племен и, следовательно, воспринимались долго как воплощение язычества.

 Только к началу XIX века понемногу власть предрассудков относительно кошек стала ослабевать. Этому в немалой степени способствовала

наступившая эра научных открытий и просвещения.

На Американский континент домашняя кошка была завезена колонизаторами из Европы, хотя и у индейцев были прирученные кошки.
Непосредственно
объектом разведения кошка становится со второй половины XIX века.
Последовательными скрещиваниями из отобранных кошек создавались новые
породы, которые отличались друг от друга размером, цветом,
телосложением и т. д.

     

На территории бывшего СССР обитали и ныне обитают 12 видов диких
кошек, из них только северная рысь, камышовый кот и кавказская лесная

кошка не занесены в Красную книгу. Тигр встречается в Приморье и
Приамурье, где живет несколько сотен амурских тигров. Леопард живет в
горах Туркмении, там насчитывается несколько десятков этих животных.
Снежный барс почти исчез. Северная рысь распространена в лесах севера
страны. Появление гепарда не отмечается уже несколько десятков лет.
Каракал еще встречается в Каракумах, на левобережье Аму-Дарьи. Манул
достаточно широко распространен в горах Армении, Средней Азии, Южной
Сибири и Забайкалья. Бархатный кот обитает в Каракумах, но его
численность невелика. Дальневосточный лесной кот, камышовый кот,
степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот еще встречаются в
местах своего обитания.

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки
стали христианами. Самые первые сведения о домашних кошках даютархеологические находки на территории бывшего СССР. Вот некоторыеданные, приведенные В. Карповым в его работе "Трактат не только о кошке" (Ежегодник "На суше и на море", 1987).

 

"Кошки номер один" найдены на юге, в Армении, где велись

систематические археологические раскопки. Так, при раскопках холма
Кармир-Блур обнаружили развалины древней урартской крепости Тейшебаини
VI-VII веков до н. э. Некогда это была великолепно оснащенная крепость
с громадными кладовыми для хранения товаров, вина, хлеба. В одном из
глиняных сосудов для вина - амфоре и был обнаружен скелет кошки. Трудно
определить, что же туда ее занесло - то ли погналась за мышкой и
сгоряча угодила в пустой сосуд, не сумев из него выбраться назад, то ли
пыталась спрятаться от огня. Однако в результате маленькой трагедии для
истории сохранился факт существования домашней кошки в древнем Урарту.

"Кошка номер два" была найдена в древнем городе Ольвии - греческой
колонии в Северном Причерноморье и датирована VI веком до н. э.

Следовательно, уже 2700-2600 лет назад домашние кошки бродили в жилищах обитателей наших краев, а появились, естественно, еще раньше.
Эти кошки являются современницами самых ранних из известных европейских
кошек и, по всей вероятности, проникли в Армению и Крым из Азии и
Египта - родины домашних кошек через государство Урарту, с которым
азиатские страны и Египет вели достаточно оживленную торговлю, о чем
свидетельствуют найденные археологами предметы.

 Следующие археологические находки кошек в других античных городах

Северного Причерноморья - Пантикапее. Танаисе, Фанагории и других
относятся к рубежу старой и новой эры. Эти кошки - обитательницы
больших и богатых городов Римской империи. В сельских поселениях следов
кошачьего обитания археологами не обнаружено. Исключение составляет
только находка в скифском поселении, которое именуют Каменским
городищем, но это была столица степных скифов на левом берегу Днепра,
напротив современного Никополя. В скифском же Неаполе, столице крымских
скифов, останков кошек не нашли. Факты очень интересные. Ведь в музеях
мира широко представлены найденные археологами скифские золотые
украшения и предметы утвари, но только единственная найденная кошка за
почти сто лет раскопок. Это свидетельствует о том, что древние греки,
торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в
то же время берегли редчайших домашних кошек для себя.

 Продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север

происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории
Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам
новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях.
Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют
появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В
VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее
Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси, о чем опять
свидетельствуют находки археологов. В Ярославском Поволжье археологи
вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки
жертвенных животных, в том числе в 93 курганах были найдены лошади, но
кошек нашли только в двух курганах, где были погребены женщины.        

Упомянем еще о двух интересных находках, иначе история кошки на Руси
будет неполной. В Старой Рязани при раскопках, в слое, относящемся к
XII веку, была найдена компания из 7 кошек, но интереснее то, что там
же было найдено стилизованное изображение кошки на тонкой резной
костной пластинке. Предполагают, что когда-то эта пластинка украшала
переплет рукописной книги. Манерой исполнения этот первый на Руси
кошачий портрет напоминает деревянную резьбу более позднего времени.
Такое впечатление, что и затейливые львы более позднего времени на
наличниках крестьянских изб XVI века резаны той же рукой, что и древняя
кошка из Старой Рязани. Другая необыкновенная находка относится к
разорению Киева в декабре 1240 года во время нашествия хана Батыя.
Археологи раскопали жилище - "мастерскую художника", - так его назвали,
где нашли полуобгоревший скелет кошки и ее хозяйки - девочки.

     Распространение домашней кошки по странам и континентам началось

около 4-5 тысяч лет назад и шло из передней Азии, Греции и Египта.
Никакой другой домашний или дикий зверь не имеет сходной организованно
развивавшейся истории.



   Напомним, что самой крупной денежной единицей на Руси в начале

татаро-монгольского ига в XIII веке служила гривна, которая равнялась
примерно 205 граммам серебра. В свою очередь гривна делилась на 20
частей - ногат, или на 50 частей - кун. Ногата - это была цена
стоимости поросенка или барана в те времена. До нашего времени дошел
ценный документ тех дней - "Правосудье Митрополичье" - своеобразный
свод законов. В нем, например, говорилось, что за хищение кошки
назначался штраф в 3 гривны, такой же как за вола. В случае же убийства
кошки было необходимо возместить ущерб: "А кто кошку убьет - вины
гривна, а кошку даст вместо кошки". На родине кошек за их убийство
карали смертью того, кто это совершал. Логично, что владеть кошками
могли только достаточно богатые люди.      

Но уже в XV-XVII веках кошка постепенно становится достоянием и
неименитых людей. Это опять подтверждают археологические находки. Став
на Руси существом, доступным всем, кошка обрела хозяев в самых
различных слоях общества, выполняя возложенную на нее человеком работу.
Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, обеспокоенная засильем
мышей во дворце, прибегает к помощи кошачьего племени. Своим указом 13
декабря 1745 года она повелевает губернатору Казани: "...сыскав в
Казани здешних пород кладенных самых лучших и больших котов, удобных к
ловле мышей, прислать Санкт-Петербург».     

Источник: энциклопедия «Кошки. Все о жизни кошачьих»


1
3

Коментарі

123.01.13, 13:56

Как без кошки -без кошки нельзя

    227.01.13, 15:07