Кошки и люди.
- 22.12.12, 15:19
- Клуб любителей кошек
Истоки содружества человеки и кошки теряются в песке египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах - гробницах фараонов V и VI династий (ок. 2700 г. до н. э.) - встречаются уже и иероглифы со значением "кошка". Названия кошки в Древнем Египте, по-видимому, были звукоподражаниями - "МАУ" или "МИУ". Первые изображения кошек в Египте датированы примерно 1800 г. до н. э., а древнейшие захоронения - концом XV - началом XIV вв. до н. э. Многовековую давность имеют изображения домашней кошки из Иерихона. При раскопках в Анатолии (Турция, близ селения Хацилар) обнаружились статуэтки женщин, занятых кормлением кошек и игрой с ними (6-е тысячелетие до н. э.). Древнейшие наскальные рисунки этих зверей найдены в Иордании, есть сведения о содержании кошек в Месопотамии (3-е тысячелетие до н. э.).
В баснях Эзопа (примерно VI-IV в. до н. э.) встречаются первые указания на появление домашних кошек в Южной Европе. В Римской империи до появления кошек для борьбы с грызунами применяли змей и ласок, которые при этом не становились домашними животными. Римские цезари и тираны не терпели кошек при дворе, поскольку они считались символом любви к свободе, а держали ручных львов как символ своей власти. Но в обозах легионеров кошка перевалила через Альпы и попала в Галлию и Германию. А когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова "кот" и "храбрый человек" нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек.
В Китае делается четкое различение между домашними и дикими кошками. Домашняя кошка называется "Мао", а дикая - "Ли". И если в Древнем Египте домашняя кошка представлялась уменьшенной копией льва, то в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Уже в VI в. до н. э. китайцы говорили: "Мао похож на тигра, но маленький". И Мао, и Ху - тигр, почитаемый святым, считались очень полезными животными. Тигр Ху заботился о том, чтобы кабаны не опустошали поля, а кошка Мао защищала хранилища от мышей. Слово "Мао" - звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф "Мао" состоит из иероглифов "тьен" (поле), "цзао" (трава) и "чао" (монстр) - это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание "Мао" в китайском языке означает еще и "восьмидесятилетний" - кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.
В Японию первые домашние кошки попали в VI в. н. э. из Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи вез из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс он взял с собой кошку - и книги в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерсть этого зверька была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как "золотая кошка". В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов.
Кошки сначала были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).
Но после того как кошки перестали быть в Японии редкостью, люди отплатили им черной неблагодарностью. Кошку начали связывать со злыми силами, а в XIV в. появилась легенда о живущей в горах гигантской кошке Некомата, приносящей болезни и смерть. И понадобился специальный декрет императора (1602 г.), берущий кошек под защиту.
Но вернемся в Европу. С распространением христианства к кошке стали все чаще относиться не как к доброму гению, но как к порождению зла, животному дьявола (что объясняется, прежде всего, ночным образом жизни кошек). Но обойтись без них не могли. Афонские монахи до сих пор очень уважают котов, так как они в свое время истребили всех змей на этой священной горе. В конце VI в. папа Григорий Великий очень ценил кошек и разрешил держать их в монастырях. В некоторых местах не преследовали тигровых кошек, имеющих на лбу отметины в виде буквы "М". Этих кошек называли "кошками Мадонны", так как легенда гласила, что Дева Мария в Назарете держала кошку такой окраски, и с тех пор такие кошки получили знак Мадонны "М". На Сицилии считалось, что кошкам покровительствует святая Марта, и они могли свободно входить в церкви. А во Фландрии покровительницей кошек (а также путников и паломников) почиталась святая Гертруда Нивелльская (VII в.); эта почтенная аббатиса даже изображалась с крысами и мышами, бегающими у ее ног или пробирающимися по ее посоху или по одежде.
Но несмотря на то, что кошки спасли средневековую Европу от нашествия крыс (соответственно - от голода и эпидемий), обычно им приходилось очень нелегко. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость - союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. "Охота на ведьм достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод к к обвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Во времена, когда понятие о человечности не имело никакой ценности, заботила ли кого-нибудь судьба бессловесной твари?"
На территории нашей страны первые кошки появились в VII-VI вв. до н. э. в древнем Урарту и Ольвии. Знали кошку и скифы. В V-VIII вв. н. э. кошки уже жили в Прибалтике, а в X-XI - на землях Древней Руси. Кошка очень ценилась на Руси, и в своде законов "Правосудье митрополичье" (XIV в.) штраф за украденную кошку - такой же, как и за вола! Нашими предками кошка не только ценилась за свои охотничьи способности, но и почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Ее первую пускали в новый дом и там, где она ложилась, ставили кровать.
"Кто-то сказал, что кошки - животные, более всего отстоящие от человеческой модели. Это зависит от того, про какую часть человечества вы говорите и, конечно, про каких кошек. Я нахожу, что порой кошки бывают потрясающе человечны" (Уильям Берроуз, "Кот внутри").Вместе с тем, кошки могут много такого, что людям не под силу:
Мудрость древних, многое знающих о кошке, выкристаллизовалась в народных приметах: кошка моется, лижет лапу - к ведру (но также: когда моется лапкой к себе - быть гостям); лижется - к ненастью; морду хоронит - к морозу, непогоде; скребет пол - к ветру и метели; дерет стену - к непогоде; крепко спит - к теплу; лежит брюхом или рыльцем вверх - к теплу.
А пословицы, поговорки! "Доброе слово и кошке приятно", "Кошка в дом - радость в нем", "И кошке поклонишься в ножки"… Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать.
А сколько преданий и обычаев связывают в народе с кошками!
В некоторых районах Италии говорят, что кошки обладают неким тайным местом, где они могут решать свои дела. Если человек случайно окажется в этом месте, от его поведения будет зависеть, как его кошки встретят. Если у него хорошие намерения, его вскоре представят кошачьему царю. Тот поблагодарит человека за любезность и отпустит с дорогими подарками. Но если он проявит себя высокомерным и тщеславным, его прогонят, предварительно поцарапав и искусав.
В Германии бытует такое изречение: "Кто кошечку побьет - счастья в жизни не найдет". В Гессене девушка, которая не заботится о кошках в доме, будет наказана бесплодием. Кстати, кошки играют большую роль в свадебных ритуалах. В Силезии девушки, которые любят гладить кошек, обязательно выйдут замуж за хорошего человека. Напротив, если молодая девушка наступит на кошачий хвост, считают фламандцы, ей ни за что не найти мужа. Свадьба окажется неудачной, если во время благословения кошка сядет у алтаря (Гессен). Раньше в Германии новобрачным дарили кошку. В некоторых французских провинциях кошка первой должна войти в дом молодоженов.
В деревнях французской провинции Севенны, если кошка сама появляется в доме, ее необходимо хорошо принять, тогда она принесет счастье и процветание. А чтобы удержать ее в доме, нужно намазать ей лапки маслом и заставить трижды пройтись у очага.Кошки обладают необычайной психической чувствительностью: считается, что они могут видеть астральных призраков. А после своей смерти кошки могут также появляться в виде призраков. Например, на дамбе Сас-ван-Гент у бельгийско-нидерландской границы в рождественскую ночь кошки-призраки устраивают бурные пляски, напевая при этом: "Лапка к лапке, хвостик к хвостику, давайте, кошечки, спляшем!"
У английского короля Карла I была черная кошка, которая, как он считал, благотворно влияла на его судьбу. Он так боялся потерять любимое животное, что заставлял стражу охранять ее. Однажды кошка умерла. "У меня не будет больше удачи!" - воскликнул король. Будущее подтвердило его опасения: на следующий день после смерти кошки его арестовали, а несколько месяцев спустя отрубили голову.
Для некоторых кошка может стать волшебницей, способной сделать счастливыми тех, кто ее любит. В Экс-ан-Провансе в день Причастия самую красивую кошку кантона пеленали как ребенка, клали в люльку, и крестьяне приходили и дарили ей цветы и сладости. В провинции Дофин в период жатвы также пеленали котенка, украшали его лентами, цветами и колосьями. Его помещали в ящик и ставили в тень. И если во время жатвы кто-нибудь оказывался ранен, его оставляли рядом с кошкой, которая должна была охранять раненого. В конце жатвы кошку раскутывали и торжественно доставляли в деревню.
Но лучше всего отношения между кошками и людьми характеризует следующая притча:
"Согласно кошачьему вероучению, вначале Бог-Котец сотворил прекрасный сад и поселил в нем мышей и птичек, дабы смертным кошкам было с кем позабавиться. Кошки возблагодарили Бога-Котца, однако благополучие их было неполным. "Нас мочит дождь, по ночам мы дрожим от холода", - роптали кошки. И увидел Бог-Котец, что так оно и есть. "Я поселю на земле людей, - пообещал он, - и они станут вашими слугами и будут вас всячески ублажать. Но помните: за людьми нужен глаз да глаз". И стало по слову Божьему, и увидели кошки, что это хорошо. Но со временем они обленились и перестали соблюдать заповедь Господню, поэтому скоро люди расплодились, понастроили в саду города, а про свои прямые обязанности - служить кошкам - и думать забыли".Но мы далеки от того, чтобы так вольно трактовать библейские предания, и посему лучше на основании различных религиозно-мифологических традиций рассмотрим, какое место занимают кошки в многочисленном пантеоне богов.
В баснях Эзопа (примерно VI-IV в. до н. э.) встречаются первые указания на появление домашних кошек в Южной Европе. В Римской империи до появления кошек для борьбы с грызунами применяли змей и ласок, которые при этом не становились домашними животными. Римские цезари и тираны не терпели кошек при дворе, поскольку они считались символом любви к свободе, а держали ручных львов как символ своей власти. Но в обозах легионеров кошка перевалила через Альпы и попала в Галлию и Германию. А когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова "кот" и "храбрый человек" нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек.
В Китае делается четкое различение между домашними и дикими кошками. Домашняя кошка называется "Мао", а дикая - "Ли". И если в Древнем Египте домашняя кошка представлялась уменьшенной копией льва, то в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Уже в VI в. до н. э. китайцы говорили: "Мао похож на тигра, но маленький". И Мао, и Ху - тигр, почитаемый святым, считались очень полезными животными. Тигр Ху заботился о том, чтобы кабаны не опустошали поля, а кошка Мао защищала хранилища от мышей. Слово "Мао" - звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф "Мао" состоит из иероглифов "тьен" (поле), "цзао" (трава) и "чао" (монстр) - это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание "Мао" в китайском языке означает еще и "восьмидесятилетний" - кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.
В Японию первые домашние кошки попали в VI в. н. э. из Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи вез из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс он взял с собой кошку - и книги в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерсть этого зверька была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как "золотая кошка". В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов.
Кошки сначала были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).
Но после того как кошки перестали быть в Японии редкостью, люди отплатили им черной неблагодарностью. Кошку начали связывать со злыми силами, а в XIV в. появилась легенда о живущей в горах гигантской кошке Некомата, приносящей болезни и смерть. И понадобился специальный декрет императора (1602 г.), берущий кошек под защиту.
Но вернемся в Европу. С распространением христианства к кошке стали все чаще относиться не как к доброму гению, но как к порождению зла, животному дьявола (что объясняется, прежде всего, ночным образом жизни кошек). Но обойтись без них не могли. Афонские монахи до сих пор очень уважают котов, так как они в свое время истребили всех змей на этой священной горе. В конце VI в. папа Григорий Великий очень ценил кошек и разрешил держать их в монастырях. В некоторых местах не преследовали тигровых кошек, имеющих на лбу отметины в виде буквы "М". Этих кошек называли "кошками Мадонны", так как легенда гласила, что Дева Мария в Назарете держала кошку такой окраски, и с тех пор такие кошки получили знак Мадонны "М". На Сицилии считалось, что кошкам покровительствует святая Марта, и они могли свободно входить в церкви. А во Фландрии покровительницей кошек (а также путников и паломников) почиталась святая Гертруда Нивелльская (VII в.); эта почтенная аббатиса даже изображалась с крысами и мышами, бегающими у ее ног или пробирающимися по ее посоху или по одежде.
Но несмотря на то, что кошки спасли средневековую Европу от нашествия крыс (соответственно - от голода и эпидемий), обычно им приходилось очень нелегко. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость - союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. "Охота на ведьм достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод к к обвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Во времена, когда понятие о человечности не имело никакой ценности, заботила ли кого-нибудь судьба бессловесной твари?"
На территории нашей страны первые кошки появились в VII-VI вв. до н. э. в древнем Урарту и Ольвии. Знали кошку и скифы. В V-VIII вв. н. э. кошки уже жили в Прибалтике, а в X-XI - на землях Древней Руси. Кошка очень ценилась на Руси, и в своде законов "Правосудье митрополичье" (XIV в.) штраф за украденную кошку - такой же, как и за вола! Нашими предками кошка не только ценилась за свои охотничьи способности, но и почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Ее первую пускали в новый дом и там, где она ложилась, ставили кровать.
"Кто-то сказал, что кошки - животные, более всего отстоящие от человеческой модели. Это зависит от того, про какую часть человечества вы говорите и, конечно, про каких кошек. Я нахожу, что порой кошки бывают потрясающе человечны" (Уильям Берроуз, "Кот внутри").Вместе с тем, кошки могут много такого, что людям не под силу:
КОШКИ | ЛЮДИ |
Ловят мышей, крыс и птиц | Ловят только ворон |
Мудрость древних, многое знающих о кошке, выкристаллизовалась в народных приметах: кошка моется, лижет лапу - к ведру (но также: когда моется лапкой к себе - быть гостям); лижется - к ненастью; морду хоронит - к морозу, непогоде; скребет пол - к ветру и метели; дерет стену - к непогоде; крепко спит - к теплу; лежит брюхом или рыльцем вверх - к теплу.
А пословицы, поговорки! "Доброе слово и кошке приятно", "Кошка в дом - радость в нем", "И кошке поклонишься в ножки"… Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать.
А сколько преданий и обычаев связывают в народе с кошками!
В некоторых районах Италии говорят, что кошки обладают неким тайным местом, где они могут решать свои дела. Если человек случайно окажется в этом месте, от его поведения будет зависеть, как его кошки встретят. Если у него хорошие намерения, его вскоре представят кошачьему царю. Тот поблагодарит человека за любезность и отпустит с дорогими подарками. Но если он проявит себя высокомерным и тщеславным, его прогонят, предварительно поцарапав и искусав.
В Германии бытует такое изречение: "Кто кошечку побьет - счастья в жизни не найдет". В Гессене девушка, которая не заботится о кошках в доме, будет наказана бесплодием. Кстати, кошки играют большую роль в свадебных ритуалах. В Силезии девушки, которые любят гладить кошек, обязательно выйдут замуж за хорошего человека. Напротив, если молодая девушка наступит на кошачий хвост, считают фламандцы, ей ни за что не найти мужа. Свадьба окажется неудачной, если во время благословения кошка сядет у алтаря (Гессен). Раньше в Германии новобрачным дарили кошку. В некоторых французских провинциях кошка первой должна войти в дом молодоженов.
В деревнях французской провинции Севенны, если кошка сама появляется в доме, ее необходимо хорошо принять, тогда она принесет счастье и процветание. А чтобы удержать ее в доме, нужно намазать ей лапки маслом и заставить трижды пройтись у очага.Кошки обладают необычайной психической чувствительностью: считается, что они могут видеть астральных призраков. А после своей смерти кошки могут также появляться в виде призраков. Например, на дамбе Сас-ван-Гент у бельгийско-нидерландской границы в рождественскую ночь кошки-призраки устраивают бурные пляски, напевая при этом: "Лапка к лапке, хвостик к хвостику, давайте, кошечки, спляшем!"
У английского короля Карла I была черная кошка, которая, как он считал, благотворно влияла на его судьбу. Он так боялся потерять любимое животное, что заставлял стражу охранять ее. Однажды кошка умерла. "У меня не будет больше удачи!" - воскликнул король. Будущее подтвердило его опасения: на следующий день после смерти кошки его арестовали, а несколько месяцев спустя отрубили голову.
Для некоторых кошка может стать волшебницей, способной сделать счастливыми тех, кто ее любит. В Экс-ан-Провансе в день Причастия самую красивую кошку кантона пеленали как ребенка, клали в люльку, и крестьяне приходили и дарили ей цветы и сладости. В провинции Дофин в период жатвы также пеленали котенка, украшали его лентами, цветами и колосьями. Его помещали в ящик и ставили в тень. И если во время жатвы кто-нибудь оказывался ранен, его оставляли рядом с кошкой, которая должна была охранять раненого. В конце жатвы кошку раскутывали и торжественно доставляли в деревню.
Но лучше всего отношения между кошками и людьми характеризует следующая притча:
"Согласно кошачьему вероучению, вначале Бог-Котец сотворил прекрасный сад и поселил в нем мышей и птичек, дабы смертным кошкам было с кем позабавиться. Кошки возблагодарили Бога-Котца, однако благополучие их было неполным. "Нас мочит дождь, по ночам мы дрожим от холода", - роптали кошки. И увидел Бог-Котец, что так оно и есть. "Я поселю на земле людей, - пообещал он, - и они станут вашими слугами и будут вас всячески ублажать. Но помните: за людьми нужен глаз да глаз". И стало по слову Божьему, и увидели кошки, что это хорошо. Но со временем они обленились и перестали соблюдать заповедь Господню, поэтому скоро люди расплодились, понастроили в саду города, а про свои прямые обязанности - служить кошкам - и думать забыли".Но мы далеки от того, чтобы так вольно трактовать библейские предания, и посему лучше на основании различных религиозно-мифологических традиций рассмотрим, какое место занимают кошки в многочисленном пантеоне богов.
3
Коментарі