Оскар Гюстав Рейландер, знаменитый английский фотограф, родился в Швеции, примерно в 1813 году. Получил художественное образование в Италии (в Риме), зарабатывал на жизнь портретами и литографией. В 1841 году переехал в Англию, где жил изначально в Линкольне, в Вулвергемптон, и в 1862 году обосновался в Лондоне. В Англии он и приобщился к фотографии, изучив калотипию* и мокроколлодионный** процесс у известного фотографа Николаса Хеннемана, ассистента
Уильяма Тальбота . В 1053г он взял у него всего два урока, чтобы затем успеть на вечерний поезд, для чего специально тогда приехал в Лондон из Вулвергемптона.
Оскар Рейландер - Автопортрет в образе Демокрита (ок. 1865)
Немного отвлечёмся от повествования, чтобы понять динамику развития фотографии к тому периоду: - Античность Камеры-обскуры использовались для получения изображений на стене затемненной комнаты. - XVI век Яркость и четкость изображения в камере-обскуре повышается за счет применения телескопических объективов. - XVII век Появились складные камеры-обскуры, которыми стали пользоваться художники для натурных зарисовок (ландшафты, архитектура). - 1727 г. Немецкий врач Шульце, добавив в азотную кислоту мел и серебро, обнаружил, что та часть химической колбы, которая была обращена к свету, скоро потемнела. Так случайно было найдено одно из первых светочувствительных соединений. - 1800 г. Томас Уэджвуд делает «солнечные картинки», помещая плоские непрозрачные предметы на кожу, пропитанную нитратом серебра. - 1816 г. Нисефор Ньепс применил для экспонирования фоточувствительной бумаги камеру-обскуру. - 1826 г. Ньепс получает «прочное», фиксированное фотоизображение. - 1834 г. Генри Фокс Тальбот начал разрабатывать негативно-позитивный процесс, подбирая необходимые материалы и химикаты. - 1837 г. Луи Дагерр получает изображение на медной посеребренной пластинке, покрытой йодидом серебра. В качестве проявителя используются пары ртути. - 1839 г. Дагерр продает свое изобретение французскому правительству, которое предает гласности все детали технологии. - 1841 г. Фокс Тальбот патентует свой процесс под названием «калотипия»*. - 1851 г. Фредерик Арчер усовершенствовал «мокрый коллодионный процесс»** и сделал возможным его практическое применение. * - Калотипия (греч. — красивый, — отпечаток) — способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков. ** - Коллодионный процесс (мокроколлодионный процесс , амбротипия) — способ получения фотографических негативных изображений на фотопластинках с коллодионной эмульсией. После того, как Рейландер освоил технику процесса фотографирования и начал работать в этом направлении, он столкнулся с тем, что в рамках академического стиля фотографии ему было тесно. Фотографию тогда считали разновидностью живописи, перенося на нее все ее особенности – считалось, что фотографировать имеет смысл только особые, высокохудожественные образы – красивые виды, предметы искусства и т.д. Это было время, когда искусство фотографии стремительно завоевывало все новые рубежи в Европе, и мало было художников, которые бы не соблазнились им. Вспомним того же Шишкина, и не случайный вычурный натурализм его пейзажей с хрошо поставленной светотенью во всей сцене. Освоив азы производства фотографии, Рейландер начал вдохновенно творить. Он продолжал оставаться художником, но только вместо кистей и красок у него теперь был фотоаппарат. Он считал, что фотография должна играть в искусстве ту же роль, что и давление пара в технике и средствах передвижения: цель остается прежней, а результат достигается быстрее и меньшими усилиями. Самая известная из его фото-картин – «Два пути жизни», коллаж, созданный им из 30 снимков и впервые представленный в 1857 году на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере. - Это пример сложнейшего фотомонтажа. Изображение морализаторского характера в буквальном смысле шокировало публику. В центре композиции были изображены два юноши в начале жизненного пути. Первый прислушивается к призывам фигур, олицетворяющих Пьянство, Распутство, Азартные игры и прочие пороки. Второй благоразумно склоняется на сторону Трезвости, Достоинства и иных добродетелей. Рейландер создал немало монтажных фотографических картин: "Надежда в изгнании", "Юдифь и Олоферн", "Святой Иоанн Баптист" и другие. Один из снимков созданных для фотомонтажа «Два пути жизни». Фрагмент. (Нажмите на сл. снимок, чтобы посмотреть в большом формате.) Наличие обнажённых фигур в фотографии, шокировало на то время публику. И на ряде выставок эти фрагменты были предварительно задрапированы. Не обошла этого своим вниманием и пресса, заодно "обмывая кости" самым первым неудачным опытам в фотографии Оскара. «Визуальный текст» Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций. Не меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его форму: Рейландер напечатал фотографию размером почти 80 см в длину — подобный размер был привычным для живописных полотен, но никак не для фотографий середины 19го века. Копия работы сразу же была приобретена в коллекцию принца Альберта — коллекцию, послужившую впоследствии одним из источников собрания фотографии в Музее Виктории и Альберта. Так коронованные особы продемонстрировали публике, что фотография — новый вид искусства середины 19го века, произведения которого имеют эстетическую ценность, а фотографический отпечаток — объект, достойный коллекционирования. После этого улеглись и все нападки против мастера жёлтой прессы. Его по праву можно считать "отцом" фотомонтажа. По сути эксперименты с фото-монтажём начались с самого начала появления фотографии. К технике фотомонтажа, или коллажа, как его ещё называли прибегали многие известные фотографы: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, А. Родченко, В.Степанов, Э. Лисицкий, Ю.Рожков и др. Рейландер был первым, кто это делал с учётом всех правил современного фотоколлажа, - тщательно подбирая соразмерность, ракурсы, тон и контраст всех частей конечной работы.С его биографией и другими работами , более подробно можно ознакомиться иных материалах. Хочется отметить, что именно он явился вдохновителем, как репортажной, жанровой так и художественной фотографии. Сюжеты его работ показывают жизнь того периода, библейские сюжеты - по сути иллюстрации, а сам процесс коллажа он начал применять задолго до появления цифровых технологий. Но наиболее интересна жанровая фотография Рейландера. Ее можно разделить на две категории: сюжеты из жизни бедняков и сценки из жизни благополучного среднего класса. Интересно, что источником вдохновения Оскара Рейландера часто были его наблюдения, а не бесспорно богатое воображение, - из наблюдений складывались затем его жанровые постановки. В этом он, был "настоящим репортером", который может углядеть в потоке жизненных событий то истинное, о чем хочется рассказать зрителю. Рейнальдер сам не однократно вспоминал о том, что, наблюдая какую-нибудь интересную сцену, он стремился заполучить в студию реальных ее участников и даже подлинные предметы. Такое стремление к документальной точности постановочной съёмки было редкостью даже в то время. Одной из наиболее известных его работ в этом жанре стал снимок "Бедный Джо" (см. в конце статьи). По его мнению, произведения искусства определяет талант и чувства художника, а уж то, какими инструментами он при этом пользуется – дело десятое. Напротив, фотография должна сделать художника еще более вдумчивым живописцем, так как она подмечает те детали и ракурсы, которые глаз художника может и не уловить. При помощи фотографии Рейландер создавал "штудии", снимки, которые, по сути, являлись эскизами к будущим живописным работам. Он тратил много времени на фотографические повторения и вариации различных известных живописных произведений других авторов. [cut text="Смотреть дальше..."] "В своих портретах Рейландер был определенно близок к прерафаэлитам. Его составные картины с их сбалансированными скульптурными формами выдавали в нем ученика Академии и были видны годы, проведенные в Риме за копированием старых мастеров. В отличии от его аллегорических составных картин портреты Рейландера являются более четкими и ясными. Они представляют собой успешную попытку улучшить эстетическую сторону фотографии и, возможно, именно портреты Рейландера оказали влияние на творчество Джулии Маргарет Камерон . " Историческая справка. Прерафаэлиты фотографы : - Данте Габриэль Россетти (1828-1882) - Джулия Маргарет Камерон (1815-1878) - Роджер Фентон (1819-1869) - Джон Диллвин Льюеллин (1810-1882) - Генри Пич Робинсон (1830-1901) - Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) - Фрэнсис Фрит (1822-1898) - Фрэнсис Бедфорд (1816 - 1894) - Дэвид Уилки Винфилд (1837-1887) - Чарльэ Лютвидж Доджсон (Льюис Кэррол) (1832-1898) - Генри Уайт , Джон Г. Морган , Леди Клементина Хоуорден Вот собственно та плеяда, включая и пожалуй начиная с Оскара Густава
Рейландера (1813 -1875), с кого началась эпоха художественной фотографии. Многие оригинальные отпечатки этих авторов хранятся сегодня в коллекции Национального медиамузея в Брэдфорде (National Media Museum, Bradford), в Англии, где хранится и оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера, «Два пути жизни» (1857 г.). В фотографиях мастера хорошо видна не шаблонность при постановке кадра и продуманность освещения в нём. Разговор зрителя при помощи постановки рук, поз и мимики, перенесённые им из живописи впервые соседствует с непринуждённостью запечатлённого момента. Автор не хочет декларировать картинность, он хочет запечатлеть непринуждённость самой жизни, вскрывая прежде всего эмоциональные состояния людей в своих портретах."Бедный Джо". Фотография получилась настолько трогательной и жизненной, что на выставке 1861 года вызывала большой интерес у публики и специалистов, одновременно привлекая внимание к острой социальной проблеме бездомных детей.
На эту публикацию подтолкнула статья Ники Смородиной , информация предоставлена из её оригинальной статьи и по др. материалам в интернете. Пожалуй, на сегодня , Оскар Рейландер остаётся образцом для подражания, и автором способным восхищать гранями своего творческого потенциала. Что навсегда отражено в его работах. Больше фотографий можно посмотреть:
Галерея работ Оскара Гюстава Рейландера на zeno.org Галерея работ Оскара Гюстава Рейландера Still Photograph Archive
Коментарі