Про співтовариство

Болтаем на любые темы, но стараемся придерживаться рамок приличия. ВСЁ, КРОМЕ АДРЕСНОЙ ПОЛИТИКИ!

Вход свободный!

Топ учасників

Вид:
короткий
повний

Курилка

Вас удалили из списка друзей

«Вас удалили из списка друзей».
Весть мне пришла со страницы твоей.
Я понимаю, что это игра.
Но не привыкнуть, хоть знаю: пора.

«Вас удалили из списка друзей»…
Надо на это смотреть веселей.
Может быть, это компьютера глюк?
Может быть, ты – только «френд», а не друг?

Может быть, ты удалила весь блог?
Каждой затее назначен свой срок.
Только что делать с обидой моей –
«Вас удалили из списка друзей»?

© Copyright: Наталья Нутрихина, 2009

Благородство волчицы

  • 16.04.13, 22:47
Невозможно читать без слёз! Волчица выла над загубленным потомством, Летел к луне тоскливый волчий вой, Ей непонятное чужое вероломство Будило злобу на весь род людской. К восходу солнца, отупев от этой боли, Охотника взяла волчица след, И не страшась ни смерти, ни неволи, Неслась в кроваво - разливавшийся рассвет. И след привёл к окраине деревни, Попался пёс и вмиг растерзан был! Месть за детей – инстинкт звериный древний, Иные чувства ныне погасил. Тревожились и лаяли собаки, Она ж молчала, злобу затая, Сейчас она страшна была бы в драке…, Но не за этим притаилась у жилья. И дождалась: из дома, напевая, Неспешно женщина прошла с корзиной в сад, Как в колыбели малыша качая, В тени дерев присела наугад. Волчица напряглась, до судороги в лапах, Белел оскал отточенных клыков, Ей чудился волчат убитых запах, Душила злоба за погубленных щенков. Сейчас прыжок… и зубы с наслажденьем Вонзить в чужую плоть и в клочья рвать... Но в эту самую секунду промедленья Из дома голос стал кого-то звать. Прикрыв ребёнка тонкой кисеёй, Беды не чуя, мать ушла на зов... Волчица коршуном метнулась над землёю, Не слушая ни звуков, ни шагов... Слетела кисея прозрачно –тонка, Корзина опрокинута рывком... Слюна закапала из пасти на ребёнка… Но вдруг...дохнуло на волчицу молоком. Щенком дохнуло... так, что стало больно..., В смятенье чувств застыла не дыша... И...неожиданно, непроизвольно, Лизнула тёплую мордашку малыша. Ребёнок сморщил носик и чихнул, Ну так похоже на весёлого волчонка... И словно нож по сердцу полоснул! И вой раздался – жалобный и тонкий... Охотник на пороге! И с ружьём! Застыл от ужаса, а вой сменился рыком... Глаза в глаза, горящие огнём -Враги застыли в поединке диком. И опустилась помертвевшая рука, Ружьё повисло дулом вниз бессильно, Ни выстрелить, ни добежать наверняка, Когда клыки под самым горлом сына. Зверь в ярости бесстрашен и силён., Мать, потерявшая детей, на всё готова... И в час расплаты жизнь поставила на кон. И умереть 100 раз готова снова! Но в этот миг, когда решалось всё. За шерсть схватилась детская ручонка, Волчица инстинктивно, как своё, Тихонько лапой отодвинула ребёнка. И улеглась загривка вздыбленная шерсть, Погасла ярость, и обмякли лапы, И повернувшись, потрусила в лес Волчица…неуклюже..., косолапо... Не обернувшись на щелчок курка, Не прибавляя ходу, удалялась... И дрогнула охотника рука, И сердце дрогнуло, и болью отозвалось. О землю глухо стукнуло ружьё... Ненужное у ног лежать осталось И человек подумал со стыдом : Волчица благородней оказалась. И пощадила малое дитя, Своих оплакав, в логове далёком, Волчица словно доказала, уходя, Что мир не должен быть таким жестоким... ........На беззащитного руки не подними, -Тебе разумным довелось родиться... И взяв ружьё, ты сердце не замкни... Взведя курок, ты вспомни о волчице.....    

Взято из интернета




Мария Москвичева Роман Абрамович ради Даши Жуковой потратил милл

  • 12.04.13, 15:02

Мария Москвичева Роман Абрамович ради Даши Жуковой потратил миллиард на «Золотую» коллекцию

«МК» выяснил, зачем олигарх собирает произведения современного искусства

За жизнью пары Роман Абрамович — Дарья Жукова следит весь мир. Одно из их совместных увлечений — современно искусство. «МК» провел исследование предпочтений Абрамовича и Жуковой в этой области: по оценкам экспертов, на «хобби» Роман Аркадьевич потратил около миллиарда долларов.

Роман Абрамович пустил корни в культуру. Недавно он вошел в Попечительский совет Большого театра, а за несколько недель до того купил работы «самого дорогого» отечественного художника-концептуалиста Ильи Кабакова за $60 млн. Правая рука Абрамовича (столичный министр культуры Сергей Капков) вовсю обустраивает парки, музеи и театры, а возлюбленная, Дарья Жукова, эпатирует столичную публику изысканными и дорогостоящими премьерами современного искусства. Сам олигарх седьмой год (с момента встречи с Дашей) растит коллекцию contemporary art. Тайно – стараясь не светить покупки, но тратя внушительные суммы. По оценкам экспертов, стоимость собрания приближается – ни много ни мало - к миллиарду долларов.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»: Роман Абрамович – 46 лет, миллионер, предприниматель, экс-губернатор Чукотского автономного округа; владелец футбольного клуба «Челси”, эскадры мегаяхт (в том числе самой дорогой и оснащенной в мире «Ecliple”, длинна которой составляет 163,5 метров), коллекции автомобилей (от ретроавто ограниченного выпуска до гоночных машин Формулы I) и современного искусства. Состояние по оценка Forbes на 2012 год - 12.1 миллиардов. Был женат дважды — сначала на Ольге Лысовой (короткий брак), потом на Ирине Маландиной (около 20 лет), которая родила ему пятерых детей. Развелся с Ириной в 2007 году. Сейчас подруга Абрамовича — Дарья Жукова, дочь нефтяного магната Александра Жукова, директор центра современной культуры «Гараж». В 2009 году Дарья родила от Абрамовича сына Аарона Александра, а со дня на день у Романа и Дарьи должен появиться еще один ребенок.

Формула «лучшие друзья девушки — это бриллианты» в современном мире работает не всегда. Многие светские львицы переключились с коллекционирования мужчин и украшений, на искусство. И Даша Жукова — одна из тех, кто задает моду в данном тренде. А платит за все, конечно, мужчина — спутник Даши Роман Абрамович.

Отследить все покупки самого влиятельного коллекционера России, невозможно, ведь большинство таких сделок проходят через третьих лиц. Тайно. Это, впрочем, норма на арт-рынке. Те приобретения, информация о которых просочились в прессу, сам олигарх и его представители либо отрицают наотрез, либо вовсе не комментируют. Но если принять все «утечки» за правду (а ведь дыма без огня, как известно, не бывает) вырисовывается головокружительная картина. Такое собрание по праву можно именовать «золотым».

Какие же произведения входят в «золотую» коллекцию? Зачем олигарху скупать все самые дорогие и знаковые произведения в мире? Только ли в угоду молодой спутнице? Может, он решил заработать на искусстве? Или же взаправду увлекся и проникся contemporary art?

ИЗ «ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Произведение: скульптора Альберто Джакометти к серии «Венецианские женщины».

Цена: около $15 миллионов.

История покупки: На открытии ярмарки Арт Базель в 2008 году олигарх купил для Даши бронзовую статуэтку Альберто Джакометти. Эта продажа стала самой дорогой на ярмарке того года. Для сравнения: в том же году с аукциона Sotheby's продали другую скульптуру из серии «Венецианские женщины» (№VIII) за $10 млн. Надо думать, Роман Аркадьевич не торговался.

Ценность: «Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь», сказал о творчестве швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти писатель Франсис Понж. Верно подметил. Изнуренные, худые и голые скульптуры Джакометти – образное воплощение идей Ницше, идей, которые заставили человечество поверить, что Бог умер и мы одни на Земле. И вот мы идем по ней, словно, «шагающие люди» Джакометти, тяжело передвигаем ноги, но все-таки идем. Неожиданное сопоставление массы и пространства, глубина размышлений об изолированности личности, новаторство в скульптуре (и тонкая ее связь с академическим Роденом) – за все это Альберто Джакометти почитают как икону искусства ХХ века. Он не сразу пришел к своему фирменному стилю, сначала пробовал кубизм, сюрреализм, но в итоге нашел собственную хорошо узнаваемую манеру.

Работа Джакометти «Шагающий человек I» (1961г., высота — 183 см) — самая дорогая скульптура в мире. В 2010 году ее купила на Sotheby’s за 65 млн. фунтов ($104,3 млн.) вдова бразильского банкира Лили Сафра.

* * *

Роман Аркадьевич, похоже, и впрямь увлекся современным искусством не на шутку, теперь он и сам не прочь утроить арт-шоу.

…Лето 2007 года жители Венеции запомнили надолго: тогда в бухту вошла гигантская яхта Ecstasea. 86-метрая красавица стоимостью более 100 миллионов долларов, с серебристым вертолетом на палубе, бросила якорь у «города на воде», заслонив его прекрасные виды. Это прибытие Абрамовича и Жуковой на Венецианскую биеннале (старейший мировой форум современного искусства) российская пресса окрестила «лучшим перформансом» Русского павильона. Спустя четыре года уже другая яхта олигарха «Луна» (155 метров в длину) разгневает венецианцев – мэр города Джорджо Орсона даже пригрозит ввести новый налог на крупные суда. На ней на очередной Венецианской биеннале свой излюбленный перформанс повторил уже другой Абрамович, к тому моменту, обладатель завидной коллекции…

ИЗ «ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Произведение: картина Люсьена Фрейда «Спящая соцработница»

Цена: $33,6 миллиона

История покупки: В 2008 году на аукционе Christie's случилась сенсация: с молотка ушла работа Люсьена Фрейда «Спящая соцработница» (1995) за небывалую сумму - $33,6 миллиона. Этот рекорд сделал Люсьена Фрейда самым дорогим из ныне живущих художников. Правда, в этом статусе мастеру был отведен недолгий срок – спустя три года (20 июля 2011) он скончался.

Ценность: задолго до триумфа «Толстой Сью» (Сью Тайлли, изображенной на картине «Спящая соцработница») мировое художественное сообщество провозгласило Люсьена Фрейда живым классиком. К изображению обнаженной натуры он подходил, как его легендарный дедушка к психоанализу – смело и скрупулезно. Он писал натуру без прикрас, вырисовывая каждую складочку на теле, сознано выбирая неидеальных мужчин и женщин, и часто показывая их в интимных позах, например, после секса или мастурбации. За откровенность критики назвали Фрейда «психоаналитиком тел» и «академистом похабщины». Начав свою карьеру с реалистической, даже салонной, живописи, художник смог превратить ее в новое направление современного искусства, где жанр – что-то среднее между портретом, натюрмортом и обнаженной натурой, а метод – реалистический психологизм на гране с сюрреализмом. Даже самую величественную свою модель он изобразил максимально гротескно: в неуважительно миниатюрном портрете британской королевы Елизаветы II отсутствует изящество, черты написаны грубо, мужественно, а во взгляде читается вселенская усталость. Того ли ждала королева, делая заказ у самого известного британского художника к своему юбилею?..

Как бы то ни было, после смерти художника стоимость его работ, по оценкам экспертов, выросла на 30%.

Произведения: коллекция работ Ильи Кабакова

Цена: около $60 миллионов.

История покупки: Недавнее приобретение Романа и Дарьи – собрание работ самого дорогого ныне живущего отечественного художника Ильи Кабакова: это около 40 полотен, альбомы рисунков и инсталляции, созданные концептуалистом еще в Советском Союзе, до эмиграции. До последнего времени всем этим владел американский коллекционер Джон Стюарт, формировавший свое собрание в течение 20 лет. Приобретение работ Кабакова – шаг для Абрамовича вполне предсказуемый. Ведь в 2008 году «Гараж» открылся для публики проектом именно этого мастера. Триумфальное возвращение Кабакова на родину сопровождалось к тому же премьерами в Пушкинском музее и на «Винзаводе».

Ценность: Сегодня Илья Кабаков возглавляет список самых дорогостоящих русских художников-шестидесятников (его картина «Жук» была продана в 2008 году за $5,8 млн.), его выставки желают показывать ведущие музеи (что с успехом делают), Кабаков по праву считается гуру московского концептуализма. Но так было не всегда. В 1960-х, когда начиналась его карьера, (впрочем, как и следующие два десятка лет) он мог выживать в стране Советов лишь за счет книжной иллюстрации. Показ тех его произведений, за которыми спустя десятилетия будут гоняются самые состоятельные ценители, был невозможен в СССР. Весь его «романтический концептуализм» - сплошной фарс, абсурд и хаос в отдельно взятой рядовой советской квартире-коммуналке. Но эти «коммунальные» истории невероятно ностальгические, трогательные и вдумчивые. Они пробивают слезу и заставляются надолго погружаться в воспоминания зрителей, которые знать не знают, что такое Советский Союз. Его персональное изобретение – жанр тотальной инсталляции – сегодня некоторые музей выбирают в качестве основного способа показа произведений современного искусства (например, Галерея на Солянке). Суть тотальной инсталляции – в абсолютном погружении зрителя в атмосферу, предложенную автором. Классический пример – инсталляция «Красный вагон», посвященная политическим утопиям советского периода, целиком занявшая весь российский павильон на Венецианской биеннале в 1993 году. В 1989 года Илья Кабаков уехал из СССР, а скоро за бугор сбежала и дальняя родственница художника, а ныне его жена Эмилия Кабакова. Сегодня чета живет в Нью-Йорке, горя не знает, но все продолжает анализировать «призраков» канувшей в лету страны.

* * *

Много ли в России конкурентов у коллекционера-Абрамовича?

В России почти каждый богатый человек покупает произведения искусства. Для бизнесменов это — и увлечение, достойное состоятельного человека, и репутационный ход, и способ вложения и приумножения финансовых активов. Среди самых увлеченных — Петр Авен, начавший собирать искусство в 1990-е годы и к сегодняшнему дню имеющий завидную коллекцию, куда входят лучшие вещи художников объединения «Бубновый валет», работы Петра Кончаловского, Кустодиева, Лентулова, Судейкина, Петрова-Водкина, Ларионова. Правда, состояние Авена раза в три меньше, чем у Абрамовича, и коллекция соответственно не столь дорогостоящая, но очень качественная.

Знаменит покупкой коллекции Ростроповича-Вишневской еще один олигарх Алишер Усманов. Хотя выкуп и передача государству произведений, которые знаменитая чета собирала больше тридцати лет, скорее политический ход, чем дань искусству. Та же история с приобретением и возвращением России Виктором Вексельбергом яиц Фаберже. В отличие от них Шалва Бреус, чье состояние исчисляется не миллиардами, а миллионами, собирает современное искусство азартом настоящего ценителя — в его коллекции Эрик Булатов, Виталий Комар, Александр Меламид, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков и другие, уже ставшие классическими, авторы. Их он собирается выставлять в бывшем кинотеатре «Ударник», который взялся преобразовать в музей современного искусства. В целом на ниве коллекционирования мирового современного искусства в России у Абрамовича не так много конкурентов, да и не научились у нас пока ценить постмодернистское искусство. Не случайно ведь в прошлом году галеристы Марат Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина отказались от галерейной деятельности и занялись некоммерческими проектами — наше современное прекрасное не покупают. А если и покупают, то на зарубежных аукционах.

ИЗ «ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Произведение: «Триптих» Фрэнсиса Бэкона

Цена: $86,3 миллиона.

История покупки: Еще один рекорд в коллекции любителями всего самого-самого – покупка на нью-йоркском аукционе Sotheby's в 2008 году «Триптиха» Фрэнсиса Бэкона. Полотно, датируемое 1976 годом, - отсылает к древнегреческому мифу о преследовании Ореста фуриями. Гипертрофированные фигуры написаны в фирменной «темной» манере художника. Эксперты считают это произведение художника самой значительной его работой.

Ценность: О, Бэкон, великий и ужасный! Мистический, пугающий и шокирующий… Эта живопись из той, от которой мурашки по коже. Как ни странно, она принесла художнику прижизненную популярность и миллионы. Мог ли представить такой успех отец Бэкона, жестокий и властный человек, выгоняя своего блудного сына-гомосексуалиста из дома в середине 1920-х годов? Наверное, нет, но хорошо, что все случилось именно так. После семейного скандала Френсис отправится в Париж, где посетит выставку Пабло Пикассо, изменившую его судьбу. Он решит стать художником, найдет мастерскую и заперется там, - а спустя несколько лет выйдет из нее мастером. Мастером ужасающей и напряженной живописи, раскрывающей трагедию человеческого существования. На его картинах – распластанные фигуры, одноглазые, безрукие, обрубленные монстры. Каждый из них вопит и, кажется, этот вопль эхом отзывается где-то в подсознании.

Произведение: полотно Энварда Мунка «Крик»

Ценна: $120 млн - абсолютный мировой рекорд на произведение искусства

История покупки: Легендарный «Крик» был выставлен на майском аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в прошлом году. Это одна из четырех версий «Крика» (написана пастелью в 1895 году), и единственная, находящаяся в частном собрании (остальные три хранятся в норвежских музеях). Стартовая цена шедевра составляла $50 млн. За те 15 минут, что длились торги, цена поднялась чуть ли не втрое. Среди претендентов на картину значился и греческий судостоительный магнат Ниархос, и королевская семья Катар. Однако покупку «Крика» приписывают Роману Абрамовичу. Правда, некоторые источники утверждают, что работу все-таки купил другой миллиардер, американец Леон Блэк. Вырученные от продажи картины деньги пошли на строительство музея, гостиницы и центра искусств в Норвегии.

Ценность: «Крик» - важнейшая страница в истории искусства ХХ века, а творчество Эдварда Мунк – отдельная глава. Этому художнику удалось передать состояние ужаса – первобытного, пронзительного, немыслимого. Такой ужас он сам испытал еще в раннем детстве, когда от тифа умерла его мать, а затем сестра. Это переживание смерти Мунк пронесет через всю жизнь, и будет неистово писать его на своих полотнах. Но, пожалуй, самое восхитительное в его экспрессионистской живописи, та неутолимая жажда жизни, с которой он пишет смерть. Самое же трагическое в его судьбе то, что последние 20 лет художник провел наедине со своими страхами (он страдал от маниакально-депрессивного психоза), не имея возможности выплеснуть их на холст. В 1920-е годы у Мунка произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза. После этого, он, конечно, пытался писать, но получалось нечто непонятное и искаженное.

* * *

Насколько велико собрание Романа Аркадьевича в сравнение с мировыми коллекциями?

Его собрание, может, и самое мощное в России, однако уступает некоторым частным коллекциям зарубежных ценителей. Самым влиятельным коллекционером в мире считается мексиканский миллиардер Карлос Слим Элу — лидер рейтинга самых богатых людей планеты по версии Forbes в 2010 и 2011 годах, сделавший состояние в 1990-е годы на приватизации национальной телефонной системы. У магната большая коллекция работ мексиканских художников, не меньше в ней мировых арт-мэтров. К тому же, он без ума от скульптур Огюста Родена. Самая большая коллекция работ французского мастера в Латинской Америке хранится Музее Сумайя в Мехико, созданным миллиардером в память о погибшей супруге. Экспозиция музея занимает площадь 6800 квадратных метров и в ней около 66 тысяч экспонатов, в том числе живопись европейских художников с VX по XX век. Богатейший человек Европы, «продавец роскоши» Бернар Арно тоже знает толк в искусстве, и предпочитает его плоды ХХ-ХХI веков: знаковые работы таких мастеров, как Пикассо, Энди Уорхол, Генри Мур, Джефф Кунс, Фрэнк Серра и Агнес Мартин. Для своей коллекции Анро уже готовится возвести в Париже крупный центр современного искусства, который будет включать выставочные галереи, конференц-залы, общественные пространства и внутренний сад, возводит известный французский архитектор Фрэнку Гери.

Тенденция очевидна — богатейшие коллекционеры планеты стремятся строить музеи для своих собраний, показывать их публики, мечтают войти в историю в ранге меценатов, тонких ценителей и просветителей. Нужна ли такая слава Роману Аркадьевичу?

ИЗ «ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Произведения: коллекция работ Марка Ротко (12 полотен)

Цена: $310 млн

История покупки: Жемчужина коллекции Абрамовича досталась олигарху благодаря мировому, почти вселенскому, скандалу. В декабре 2008 года рухнула, возможно, крупнейшая в истории финансовая пирамида. Фирма Bernard L. Madoff Investment Securities LLC, основанная Бернард Мейдофф на Уолл-стрит в 1960 году, пошла ко дну. И вместе с Мейдоффом утянула за собой всех, кто был причастен к 50-миллиардной афере. Серьезно пострадали многие и прихожане синагоги на Пятой Авеню в престижном районе Манхэттена, вместе потерявшие около двух миллиардов долларов. Главный раввин той синагоги Джей Эзра Меркин лично представлял клиентов Мейдоффу. После того, как Мейдоффа взяли под стражу, на Меркина со всех сторон посыпались иски от тех, кого он уговорил финансировать пирамиду. Оказавшись в западне, Меркину ничего не оставалось, как продать все, что можно. И он продал свою коллекцию живописи Марка Ротко. В июле 2009 года он расстался с работами экспрессиониста и, надо полагать, выручил за нее не лучшие деньги – $310 млн. Так, в прошлом году картина «Оранжевый, красный, желтый» ушла на Christie's в Нью-Йорке за 86,9 миллиона долларов, став самым дорогим произведением художника. А в 2007 году картина «Белый центр (желтое, розовое и лиловое на розовом)» продали на Sotheby's за $72,8 млн. Работы из коллекции Меркина не сильно уступают (в качестве и в размере) полотну-рекодсмену. Московский зритель имел возможность оценить эти 12 холстов Ротко в 2010 году, когда их выставили в «Гараже». Вернисаж прошел с большим успехом. Правда, «Гараж» отрицал, что владелец коллекции Роман Абрамович.

Ценность: Марк Ротко (Маркус Роткович) – художник еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи и эмигрировавший в США. Именно там он вырос в большого мастера и придумал свою философию цвета. Ротко искал идеал «простого выражения сложной мысли». Его абстрактная и одновременно очень образная живопись гипнотизирует мягкими цветами, парящими прямоугольниками и отсутствием четких границ. «Цветовые поля» Ротко украшали самые респектабельные места Америки. Но вершина его карьеры – монументальный цикл для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне в Техасе. 14 полотен – 14 остановок на Крестном Пути. В 1964 году Ротко переехал в новую студию, куда полностью перекрыл доступ дневного света. Его картины становятся более мрачные. В январе 1969 года он уходит от жены и детей и переезжает в студию. В феврале 1970-го его обнаружат мертвым в мастерской – со вскрытыми венами...

* * *

Что ждет «золотую» коллекцию?

XIX век дал России немало меценатов. Среди них первые — братья Третьяковы, Павел и Сергей. Оба купца участвовали в жизни города, занимали выборные должности: Павел, например, поддерживал Арнольдовское училище для глухонемых детей, а Сергей был городской головой. И оба собирали искусство: Павел преимущественно отечественное, а Сергей зарубежное, так как работал с иностранными партнерами. Еще будучи безбородыми юнцами братья решили, что всю свою коллекцию когда-нибудь подарят городу. Так и случилось. Тот самый особняк Павла Михайловича в Лаврушинском переулке впервые открыл свои двери для широкой публики в 1874 году, а сегодня считается главным национальным хранилищем страны. Может ли случится, что Абрамович построит в Парке Горького «новую Третьяковску»? Возможно ли, что павильон Ивана Жолтовского (состоящий и шести просторных залов), который обещают реконструировать и открыть в 2014 году, когда-нибудь отойдет Москве? Думаю, чудо возможно, но не в ближайшем будущем. В отличие от Третьяковых Арбамович никогда не обещал подарков городу. Сложно представить что свою дорогостоящую коллекцию он вот так запросто отдаст и забудет. Тем более, что коллекционер толком показать ее не решается — по сути ничего, кроме Ротко, москвичи так и не увидели. Но кто знает, как повернется история...

Итого: $625 миллионов.

Результат внушительный – даст фору многим мировым коллекциям. А ведь перед нами список только основных приобретений Романа Абрамовича. Кто знает, какие еще шедевры скрывает в его коллекции? Какие сделки ему удалось провести, не афишируя?

Татьяна Кайсарова Философ – потому, что поэт…

  • 11.04.13, 01:45

Татьяна Кайсарова Философ – потому, что поэт…

 

Из книги судеб. Арсений Николаевич родился в Новочеркасске Ростовской области 18 апреля 1926 года, умер 3 августа 2005 года в Москве.

Чанышев – один из ведущих российских учёных по истории философии, публицист, поэт; доктор философских наук, профессор кафедры Истории зарубежной философии философского факультета МГУ, автор множества учебников и монографий по философии. Cоздатель «философии небытия», теоретик происхождения философии как вида знания. Автор монографий и учебников по теории философии, стихотворений и прозаических притч (псевдоним Арсений Прохожий). В советское время из-за нестандартного подхода к философии Чанышеву было запрещено преподавать. Активно публиковался в Самиздате и Тамиздате под псевдонимами Арсений Михайлов, Арсений Никитин, Арсений Прохожий – в журналах и альманахах: «Рикошет», «Грани», «Панорама» и других изданиях. Был почётным членом неоформального творческого объединения СМОГ.

Интересен и такой факт его биографии. В 1999 году из печати вышло сразу пять книг поэзии и прозы Арсения Прохожего – поэзия: «Я счастлив» (из стихов 1963–1967 годов), «Агония», «Софья» (цикл стихов, посвящённых памяти злодейски убитой дочери); проза: «Пифагор» (комедия идей), «Рассказы». В 2000-м вышел ещё один сборник его стихов «Если дарят цветы (гагринская осень)». Лауреат Ломоносовской премии 2000 года за научную работу. Член Союза писателей России.

 

Антон Ровнер

 

* * *

 

Философ – потому, что поэт или поэт потому, что философ…Сущность состоит в том, что уникально мыслящий человек объединяет в себе оба эти понятия. Его смелая, своеобразная, порой парадоксальная мысль настолько свободна, что может беспрепятственно перемещаться в пространстве и времени, далеко выходя за пределы обывательского представления о жизни. Она пронзает единственное, случайно данное человеку временное бытие, выходит за его пределы, погружаясь в безграничное небытие и возвращаться обратно, чтобы успеть поведать нам нечто важное, что многие из нас не в состоянии постичь сами, не смея, и даже не пытаясь задуматься об этом.

Рассуждения эти не так абстрактны, как могут кому-то показаться. Они, скорее, предельно конкретны, так как относятся, в данном случае, к личности профессора философского факультета Московского государственного университета Арсения Николаевича Чанышева. Кто-то очень метко назвал его человеком-легендой. С этим невозможно не согласиться. Мудрый и добрый, непредсказуемый, порой жестоко правдивый в своих суждениях, такой антиномичный и такой по-человечески прекрасный Арсений Николаевич жаловал нас счастливыми, моментами совместной беседы, возможностью знакомиться с его поэзией, публицистикой, философскими воззрениями.

Труднейшая жизнь во времени, искренние и острые переживания за судьбу России, стойкое противостояние злу и несправедливости, какие бы формы они не принимали, не сломили его духа, а только прибавили мужества и до предела спрессовали мудрость. Нам остаётся только приобщиться к тому, что так щедро дарил нам Арсений Николаевич. Это не только его известные философские и политические трактаты, но, не в последнюю очередь, и его замечательная поэзия.

Поэт и философ «родились» в нём одновременно. Мне иногда кажется, что в его философских раздумьях «чистой» поэзии, зачастую, больше, чем в его острых, переполненных болью за отечество, публицистических стихах. Однако, немало в его поэзии и таких, откровенно лирических, проникновенных строк, как, например, эти:

 

Посиди со мной ещё немного!

Посиди со мной! Поговорим!

Скоро, скоро кончится дорога,

Скоро отцветём и отгорим.

 

Посиди со мной, моя родная!

Посиди со мною! Помолчим!

Видишь, как печально догорает

Наша жизнь – огарочек свечи.

 

Еле тлеет без огня, без силы,

Подрывая жизненный престиж.

Отчего судьба меня взбесила

Ты поймёшь, и ты меня простишь.

 

А теперь мне хочется привести отрывок из «Трактата о небытии». Так написать мог только истинный поэт: «Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждёт, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами крадётся оно за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперёд, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие. Всё большие скорости, всё более высокие темпы жизни, всё более дальние перемещения в пространстве, – разве это не стремление бытия хотя бы на мгновение оторваться от небытия? Но всякий раз небытие одним прыжком настигает нас.

Оно встречает нас у нашей цели: мы бежим от него, а оно, улыбаясь, идёт нам навстречу. Бытие только тень небытия, его изнанка. Оно как сверкающая всеми цветами радуги плёнка нефти на поверхности океана, океана небытия.., оно как волна, бегущая перед кораблем, кораблем небытия.., оно покоится в небытии как ребёнок в лоне матери... Небытие повсюду и всегда: в дыхании, в пении соловья, в лепете ребёнка... Оно – сама жизнь!»

Согласитесь – невозможно не приклонить колено перед столь глубоким осмыслением волнующей темы и её столь блестящим поэтическим изложением. Пожалуй, самое время вспомнить, что одним из эпиграфов к своему неизданному собранию поэтических сочинений «Исповедь одной отверженной души», Арсений Чанышев взял слова из романа (также неизданного) своего, трагически погибшего друга Эдмунда Иодковского «Марсианка бродит по Арбату», которые, очевидно, полностью соответствуют его представлениям об искусстве: «…я понял, что стихи всегда должны быть острее, больнее жизни. Жизнь аморфна, порой она течёт лениво, смешивая в своём течении добро и зло, притупляя нравственное чувство… Концентрат жизни – вот что такое искусство, не надо бояться обострения, гиперболизации, преувеличений – лишь бы вдохновляла тебя жажда сделать этот мир капельку лучше».

Нельзя обойти вниманием гражданскую, патриотическую лирику замечательного философа и поэта, которой он сам придавал большое значение. И не случайно. Глубина его патриотических чувств так очевидна в следующем его стихотворении.

 

Я русский. В этом боль моя –

И счастье. Радость и усталость

Люблю бескрайние поля –

Всё, что от воли нам досталось.

 

Я славянин и тем горжусь.

Люблю тебя, моё славянство,

За неосознанную грусть

И роковое постоянство.

 

От Родины не отрекусь!

Пусть ты раба! Глупа и нища.

В тюрьме, в бою, на пепелище.

Всегда мы нераздельны, Русь!

 

«Я так воспринимаю жизнь, – писал Арсений Николаевич, – она – страдание, но, прежде всего, борьба с самим собой. На эту борьбу уходит девяносто процентов сил. Я могу взять себя, как шахматную фигуру и переставить с одного поля на другое, за шиворот, хотя мне этого не хочется, но часто приходится себя заставлять. Счастлив ли я? Я счастлив, что работаю. А несчастлив – в бытовой жизни, в обыденной. Чем больше я работаю, тем лучше себя чувствую. Здесь нет никакой мистики. Просто для меня характерно депрессивное состояние, вот я и преодолеваю его не наркотиками, не алкоголем, а трудом…»

Как завещание, звучат его слова: «Бог не решает наши проблемы и не делает наши дела. Он даёт только силу, чтобы мы сами делали наши дела и решали наши проблемы, ведь Бог есть источник энергии и силы»…

 

Татьяна Кайсарова,

член Союза писателей России,

редактор Центра СМИ МГУ

 

Варіант

Чи користуєтесь Ви принципом:

1. Я тебе породив - я тебе і знищу

2. Я "заварив кашу" - я її і розчищу


6%, 1 голос

33%, 6 голосів

28%, 5 голосів

33%, 6 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.