славянские Боги
- 09.01.11, 10:52
- Славяне
Названия Богов которые не попали в летописи, мы легко находим в древних славянских обрядовых песнях, сказаниях и преданиях.
Кроме того Перун, Дажбог, Лада до сих пор упоминаются в народных песнях
Кроме того Перун, Дажбог, Лада до сих пор упоминаются в народных песнях
белорусов, словаков, поляков, украинцев и русских, а у русских и
украинцев еще и Ярило не исчез из обрядовых песен.
Поскольку праславянский язык поделился на говоры и наречия, ныне самостоятельные
литературные языки, еще 1300 лет назад, то вариантов имен одних и тех же
Богов у Славян достаточно много. Мы свое внимание обратим на имена
Богов, которые почитались преимущественно в Восточной Славянщине, но не
только.
ЛЕЛЯ - неоднократно воспевается в народных песнях почти у
всех Славян. Вот текст веснянки, приводимый исследователем А. Воропаем
[Воропай О. Звичаї нашого народу. - К., 1991 - С.31]:
Ой, Лелю, молодая, о Лелю!
Ти в’юная, о Лелю!
Ти по горниці пройди, о Лелю!
Покажи своє лице, о Лелю!
ЯРИЛО
- под разными именами (Яр, Ярун, Яровит, Джурило, Журило) воспевается в
обрядовых песнях, в которых прославляется оплодотворяющая, ярая сила
Бога. Приводим текст, предоставленный исследователем П. Древлянским
[Древлянский П. Белорусские народные предания / / Журнал министерства
народного просвещения. Прибавления - 1848 - Кн.1 - С.20-21]:
Волочился Ярило, по всему миру,
Полю жито родил, людям - деток плодил.
А где он ногой - там рожь копной,
А где он походит - колос родит ...
На Подолье (Украина) вплоть до ХХ в. существовал обряд «похороны Ярилы»,
который справлялся в первое воскресенье Петровки, а в других краях
Славянщины перешел на образ святого Юрия. О празднике Ярилы в Воронеже,
сообщает святой Тихон Задонский: «древний некак был идол, называемый
именем Ярилой, который в сих странах за бога почитаем был» (1763 г.).
МАРА
- упоминается в поговорках и пословицах: «Иди к Маре», «А, нет на тебя
Мары», «Черная, как Мара». Естественно, народных песен посвященных Маре
нет, ведь варна хозяев не возвеличивала, скрытую сторону бытия, она была
им не понятна.
ДАНА - упоминается в старинных народных припевах: «Ой Дана, Дана», «Шиди-риди, Дана». На имя этой Богини воды указывают также
названия многих наших рек: Дон, Дунай, Днепр, Днестр. Богиня Дана
почиталась также кельтами и индо-ариями. У индусов до сих пор есть храмы
посвященные богини Дану (у озер Батур и Братан в Индонезии), которую
считают воплощением первобытных вод.
ДОЛЯ - упоминается в сказках о
Доле и Недоле, иногда - Среча и Несреча. Поэтому на праздник Сретения
(02 февраля) в народе есть обычай обращаться к миру такими словами:
«Доленька, Доля, дай мне хлеба, теплую одежду еще и силу медвежью».
Интересную обрядовую песню записал в Галиции польский исследователь
З.Доленга-Ходаковский [цит. по: М. Грушевский. История украинской
литературы - В 6 томах 9 книгах - Том IV, Кн.1]:
А за зоронькою Доленька йде —
Яла вона ся допитувати:
«Для кого ви столи стелите?»
— «Ми тут, Доленько, трійцю робили,
Трійцю з вощеньку до божого домоньку».
Яла ся допитувати:
«Яку вам доленьку дати?
— «Дай нам, Доленько 4, всім здоровенько,
Бо пійдемо в богаті домоньки,
Понесемо трійцю з вощеньку,
Поставимо на перстолоньку.
БОЖИЧ – часто присутствует в колядках южных славян, иногда его имя звучит как Божик. Вот как прославляют Божича сербы:
Борак борили Серберичани
Кољедо мој, Божоле мој.
Божичу мој, Сварожичу ој!
У тој земљи Серберији
Кољедо мој, Божоле мој.
Божичу мој, Сварожичу ој!
РАРОГ – встречается в чешском фольклоре как огненный Сокол, огненный вихрь.
ДОДОЛА – встречается в песнях всех южных славян в обряде вызывания дождя:
Додолица Бога моли:
Да ми,Боже, ситну росу!
Кроме того, мы чтим Богов, которые донесли до нас составители «Велесовой
книги»: Сва Слава, Вышень, Интра, Сивояр, Ясна, Крышень, Огень, Сурия.
украинцев еще и Ярило не исчез из обрядовых песен.
Поскольку праславянский язык поделился на говоры и наречия, ныне самостоятельные
литературные языки, еще 1300 лет назад, то вариантов имен одних и тех же
Богов у Славян достаточно много. Мы свое внимание обратим на имена
Богов, которые почитались преимущественно в Восточной Славянщине, но не
только.
ЛЕЛЯ - неоднократно воспевается в народных песнях почти у
всех Славян. Вот текст веснянки, приводимый исследователем А. Воропаем
[Воропай О. Звичаї нашого народу. - К., 1991 - С.31]:
Ой, Лелю, молодая, о Лелю!
Ти в’юная, о Лелю!
Ти по горниці пройди, о Лелю!
Покажи своє лице, о Лелю!
ЯРИЛО
- под разными именами (Яр, Ярун, Яровит, Джурило, Журило) воспевается в
обрядовых песнях, в которых прославляется оплодотворяющая, ярая сила
Бога. Приводим текст, предоставленный исследователем П. Древлянским
[Древлянский П. Белорусские народные предания / / Журнал министерства
народного просвещения. Прибавления - 1848 - Кн.1 - С.20-21]:
Волочился Ярило, по всему миру,
Полю жито родил, людям - деток плодил.
А где он ногой - там рожь копной,
А где он походит - колос родит ...
На Подолье (Украина) вплоть до ХХ в. существовал обряд «похороны Ярилы»,
который справлялся в первое воскресенье Петровки, а в других краях
Славянщины перешел на образ святого Юрия. О празднике Ярилы в Воронеже,
сообщает святой Тихон Задонский: «древний некак был идол, называемый
именем Ярилой, который в сих странах за бога почитаем был» (1763 г.).
МАРА
- упоминается в поговорках и пословицах: «Иди к Маре», «А, нет на тебя
Мары», «Черная, как Мара». Естественно, народных песен посвященных Маре
нет, ведь варна хозяев не возвеличивала, скрытую сторону бытия, она была
им не понятна.
ДАНА - упоминается в старинных народных припевах: «Ой Дана, Дана», «Шиди-риди, Дана». На имя этой Богини воды указывают также
названия многих наших рек: Дон, Дунай, Днепр, Днестр. Богиня Дана
почиталась также кельтами и индо-ариями. У индусов до сих пор есть храмы
посвященные богини Дану (у озер Батур и Братан в Индонезии), которую
считают воплощением первобытных вод.
ДОЛЯ - упоминается в сказках о
Доле и Недоле, иногда - Среча и Несреча. Поэтому на праздник Сретения
(02 февраля) в народе есть обычай обращаться к миру такими словами:
«Доленька, Доля, дай мне хлеба, теплую одежду еще и силу медвежью».
Интересную обрядовую песню записал в Галиции польский исследователь
З.Доленга-Ходаковский [цит. по: М. Грушевский. История украинской
литературы - В 6 томах 9 книгах - Том IV, Кн.1]:
А за зоронькою Доленька йде —
Яла вона ся допитувати:
«Для кого ви столи стелите?»
— «Ми тут, Доленько, трійцю робили,
Трійцю з вощеньку до божого домоньку».
Яла ся допитувати:
«Яку вам доленьку дати?
— «Дай нам, Доленько 4, всім здоровенько,
Бо пійдемо в богаті домоньки,
Понесемо трійцю з вощеньку,
Поставимо на перстолоньку.
БОЖИЧ – часто присутствует в колядках южных славян, иногда его имя звучит как Божик. Вот как прославляют Божича сербы:
Борак борили Серберичани
Кољедо мој, Божоле мој.
Божичу мој, Сварожичу ој!
У тој земљи Серберији
Кољедо мој, Божоле мој.
Божичу мој, Сварожичу ој!
РАРОГ – встречается в чешском фольклоре как огненный Сокол, огненный вихрь.
ДОДОЛА – встречается в песнях всех южных славян в обряде вызывания дождя:
Додолица Бога моли:
Да ми,Боже, ситну росу!
Кроме того, мы чтим Богов, которые донесли до нас составители «Велесовой
книги»: Сва Слава, Вышень, Интра, Сивояр, Ясна, Крышень, Огень, Сурия.
Коментарі
Гість: левак
19.01.11, 11:06
Правильно, только славяне почитали всего шестьдесят три Бога. Во всяком случае, на территории Киевской Руси.
Гість: магур
29.01.11, 11:10
А что значит язычник?
Родана
39.01.11, 11:11Відповідь на 1 від Гість: левак
На самом деле считается, что Богов нельзя сосчитать, так как их великое множество...
Neuromaniac
49.01.11, 11:20
интересно
но иллюстраций нет совсем(
и кто чему покровительствует?
Родана
59.01.11, 11:30Відповідь на 4 від Neuromaniac
об этом мои следующие заметки
Гість: СВЧ
69.01.11, 12:25
Родана приходилось ли Вам читать Астархова "Удар Русских богов". Если да, каковы Ваши впечатления? Буду очень признателен.
Родана
79.01.11, 13:22Відповідь на 6 від Гість: СВЧ
нет, к сожалению не читала, много о ней слышала.