Упоминание о славянских Богах
- 09.01.11, 10:46
- Славяне
Упоминание о славянских Богах в древних рукописях и современном фольклоре.
РОД - упоминается в «Слово о идолах» источнике XII в. хр. эры, и хотя
сам он является переводом греческого произведения Григория Богослова
против греческого язычества, но содержит вставки о Славянской Вере.
Также упоминания о Рода есть в «Слове некоего христолюбца» (источник XIV
века). Чрезвычайно интересен комментарий к христианским Евангелиям «О
вдуновлении духа в человека», найденные исследователем Н. В. Качаловым в
Архиве иностранных дел, вот что там говорится: «... Род седя на воздухе
мечет на землю груды и в том рождаются дети» (рукопись датируется XVII
в.). Полностью культа Рода и Рожаниц, вернее их критике, посвящен
источник XII в. «Слово Исайи пророка». Как свидетельствует «Устав
преподобного Саввы» (XVI в.) попам на исповедях архиереи рекомендовали
спрашивать у славян «молились ли они Роду и Рожаницам».
ДЫВ - упоминается в «Слове о полку Игореве» (источник XII век), в «Хождении
Богородицы по мукам» (источник XII век), в «Слове и откровении святых
апостолов» (источник XVI века).
СВАРОГ - упоминается в «Ипатьевской летописи» под 6622 (1114 г.) г. Слово «svarga» в древнем языке Ариев означает «небо».
ЛАДА - упоминается в польской Ченстоховской рукописи Яна из Михочина
(источник XV век), в работах автора XV в. Яна Длугоша, в чешских глоссах
словаря Mater Verborum (источник XIII век), а также в Густинской
летописи (XVII век).
БЕЛОБОГ - упоминается в Mater Verborum (источник XIII в.) И «Истории Каменской епархии» (источник XVII века).
ЧЕРНОБОГ - упоминается в «Славянской хронике» Гельмольда (источник XII век), в
Mater Verborum (источник XIII век), «Миснейской хронике» Петра Альбы
(источник XVI века) и «Истории Каменской епархии» (источник XVII в.).
ПЕРУН, ХОРС, ДАЖБОГ, СТРИБОГ, СИМАРГ и МАКОША упоминаются в «Повести временных лет» и практически во всех восточнославянских летописях, потому что их
кумиры были установлены в Киеве при Великом князе Владимире: «поставил
кумиры на холме, вне двора теремного: Перуна деревянного, - а голова его
[была] серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажбога и Стрибога, и
Симаргла, и Мокошь». Чрезвычайно интересные упоминания о Дажбога,
Стрибоге и Хорсе есть в «Слове о полку Игореве» (источник XII века).
ВЕЛЕС - впервые упоминается в «Повести временных лет» под 6415 (907) г.,
когда князь Олег заключает мирный договор с греками-христианами. Затем
неоднократно имя этого Бога упоминается в период борьбы киевских князей
против веры Предков и свержения кумиров наших Богов: «А Волоса идола ...
велел в Почайну реку сбросить» ( «Память и похва князю Володимеру»
источник XI века). Очень яркой является упоминание о Велесе в «Слове о
полку Игореве» (источник XII век), где он назван дедом Бояна, певца о
славном прошлом Руси. Самое позднее упоминание относится к XVII в. в
памятке «Сказание о построении града Ярославля»: «идола и кереметь
создана бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и
жертвенная ему кури».
СВЕНТОВИТ - упоминается в «Славянской хронике»
Гельмольда (источник XII век), «Деяниях данов» Саксо Грамматика
(источник XII века). Самый яркий образ Свентовита (Световида,
Святовита), это кумир найденный жителями с. Романовка (Хмельницкая
область), в реке Збруч в 1848 г. Этот образ (кумир) точно соответствует
описанию Свентовита Саксо Грамматиком: «кумир, с четырьмя головами, на
стольких же шеях».
СВАРОЖИЧ - упоминается в «Поучении против язычества» (источник XII-XIII век), «Слове христолюбцы» (источник XIV век), «Хронике» Титмара Мерзенбургського (источник XI век), в письме св. Бруно Кверфуртский до императора Генриха III (источник XI века). В
упомянутых источниках Сварожич отождествляется с Радегаст и это имя
является одним из имен Сварожича.
КАРНА и ЖЕЛЯ упоминается в «Слове о полку Игореве» (источник XII века).
ЖИВА - упоминается в «Славянской хронике» Гельмольда (источник XII в.) И в работах автора XV в Яна Длугоша.
РОД - упоминается в «Слово о идолах» источнике XII в. хр. эры, и хотя
сам он является переводом греческого произведения Григория Богослова
против греческого язычества, но содержит вставки о Славянской Вере.
Также упоминания о Рода есть в «Слове некоего христолюбца» (источник XIV
века). Чрезвычайно интересен комментарий к христианским Евангелиям «О
вдуновлении духа в человека», найденные исследователем Н. В. Качаловым в
Архиве иностранных дел, вот что там говорится: «... Род седя на воздухе
мечет на землю груды и в том рождаются дети» (рукопись датируется XVII
в.). Полностью культа Рода и Рожаниц, вернее их критике, посвящен
источник XII в. «Слово Исайи пророка». Как свидетельствует «Устав
преподобного Саввы» (XVI в.) попам на исповедях архиереи рекомендовали
спрашивать у славян «молились ли они Роду и Рожаницам».
ДЫВ - упоминается в «Слове о полку Игореве» (источник XII век), в «Хождении
Богородицы по мукам» (источник XII век), в «Слове и откровении святых
апостолов» (источник XVI века).
СВАРОГ - упоминается в «Ипатьевской летописи» под 6622 (1114 г.) г. Слово «svarga» в древнем языке Ариев означает «небо».
ЛАДА - упоминается в польской Ченстоховской рукописи Яна из Михочина
(источник XV век), в работах автора XV в. Яна Длугоша, в чешских глоссах
словаря Mater Verborum (источник XIII век), а также в Густинской
летописи (XVII век).
БЕЛОБОГ - упоминается в Mater Verborum (источник XIII в.) И «Истории Каменской епархии» (источник XVII века).
ЧЕРНОБОГ - упоминается в «Славянской хронике» Гельмольда (источник XII век), в
Mater Verborum (источник XIII век), «Миснейской хронике» Петра Альбы
(источник XVI века) и «Истории Каменской епархии» (источник XVII в.).
ПЕРУН, ХОРС, ДАЖБОГ, СТРИБОГ, СИМАРГ и МАКОША упоминаются в «Повести временных лет» и практически во всех восточнославянских летописях, потому что их
кумиры были установлены в Киеве при Великом князе Владимире: «поставил
кумиры на холме, вне двора теремного: Перуна деревянного, - а голова его
[была] серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажбога и Стрибога, и
Симаргла, и Мокошь». Чрезвычайно интересные упоминания о Дажбога,
Стрибоге и Хорсе есть в «Слове о полку Игореве» (источник XII века).
ВЕЛЕС - впервые упоминается в «Повести временных лет» под 6415 (907) г.,
когда князь Олег заключает мирный договор с греками-христианами. Затем
неоднократно имя этого Бога упоминается в период борьбы киевских князей
против веры Предков и свержения кумиров наших Богов: «А Волоса идола ...
велел в Почайну реку сбросить» ( «Память и похва князю Володимеру»
источник XI века). Очень яркой является упоминание о Велесе в «Слове о
полку Игореве» (источник XII век), где он назван дедом Бояна, певца о
славном прошлом Руси. Самое позднее упоминание относится к XVII в. в
памятке «Сказание о построении града Ярославля»: «идола и кереметь
создана бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и
жертвенная ему кури».
СВЕНТОВИТ - упоминается в «Славянской хронике»
Гельмольда (источник XII век), «Деяниях данов» Саксо Грамматика
(источник XII века). Самый яркий образ Свентовита (Световида,
Святовита), это кумир найденный жителями с. Романовка (Хмельницкая
область), в реке Збруч в 1848 г. Этот образ (кумир) точно соответствует
описанию Свентовита Саксо Грамматиком: «кумир, с четырьмя головами, на
стольких же шеях».
СВАРОЖИЧ - упоминается в «Поучении против язычества» (источник XII-XIII век), «Слове христолюбцы» (источник XIV век), «Хронике» Титмара Мерзенбургського (источник XI век), в письме св. Бруно Кверфуртский до императора Генриха III (источник XI века). В
упомянутых источниках Сварожич отождествляется с Радегаст и это имя
является одним из имен Сварожича.
КАРНА и ЖЕЛЯ упоминается в «Слове о полку Игореве» (источник XII века).
ЖИВА - упоминается в «Славянской хронике» Гельмольда (источник XII в.) И в работах автора XV в Яна Длугоша.
3
Коментарі