Вид:
короткий
повний

Монархисты

Гимн Родине

  • 25.02.13, 21:26
Взгляд русского человека на Россию.
    Из наследия И.А. Ильина (1883-1954).
 
    Как можно говорить о Родине? Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе, и благодарить Творца за это счастье; и молчать…. Но о дарах ее, о том, что она дала нам, что открыла, о том, что делает нас русскими, о том, что есть душа нашей души, о своеобразии нашего духа и опыта, о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы, об отражении нашей Родины – да будет сказано в благоговении и тишине.
 
    Империя озарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых ветром, зовущих в даль, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Мы родились в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несем ее в себе, - и все ее дары, и все ее опасности: и дары ее – способность из глубины творить, беззаветно любить и гореть в молитве; и опасность ее – тягу к безвластию, беззаконию, произволу и замешательству…. Нет духовности без свободы; - и вот благодаря нашей свободе пути духа открыты для нас: и свои, самобытные; и чужие, проложенные другими. Но нет духовной культуры без дисциплины; - и вот, дисциплина есть наше великое задание, наше призвание и предназначение. Духовная свобода дана от природы, духовное оформление задано нам от Бога.
 
    Разливается наша стихия, как весенняя полая вода, - ждет предела вне себя, ищет себе назатопимого берега. И в этом разливе наша душа требует закона, меры и формы; и когда находит, то врастает в эту форму свободно, вливается в ее целиком, блаженно вкушает ее силу и являет миру невиданную красоту.
 
    Что есть форма? Грань в пространстве; мера и ритм во времени; закон и долг в жизни; обряд в религии.
 
    Не разрешена еще проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом. Тысячелетиями строили его храмы и армия, государственная служба и семья. И когда удавалось им их дело, то возникали дивные, величавые образы: русские подвижники, русские воины, русские бессеребреники, претворявшие свой долг в живую преданность, а закон – в систему героических поступков; и в них свобода и дисциплина становились живым единством. А из этого рождалось еще более высокое; священная традиция – выступать в час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь за дело Божье, всенародное и отечественное.
 
    Наша Родина дала нам духовную свободу; ею проникнуто все наше лучшее, все драгоценнейшее – и вера, и обращение к Царю, и воинская доблесть, и наше до глубины искреннее, певучее искусство, и наша творческая наука, и весь наш душевный быт и духовный уклад. Изменить этой свободе – значило бы отречься от этого дивного дара и совершить предательство над собой. А о том, как понести бремя этого дара и отварить опасности на нашем пути – об этом должны быть направлены все наши усилия. Ибо, если дисциплина без свободы мертва и унизительна, то свобода без дисциплины – есть соблазн и разрушение.
 
    Русская Империя одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. Как поется в «Сказе о погибели земли Русской» - многими щедротами и красотами богата земля Русская. Мы слишком хорошо знаем, что глубины наши – внутренние и внешние – обильны и щедры. Мы родились в этой уверенности и живем с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», и что «на всех хватит, да еще и останется»; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряженных с ним опасностей. От этого чувства и разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность.
 
    Да, благодушен, легок и талантлив русский человек: из нечего создаст чудесное. И не он сделает; а как-то «само выйдет», неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется. Не ценит русский человек своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда – соблазн и опасность. Проживает свои дары, проматывает свое достояние, пропивает добро, катится вниз, по линии наименьшего сопротивления. Ищет легкости и не любить напряжения: развлечется и забудет; вспашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» - значит «ничье»; и потому чужое ему не запретно. Не справляется оно хозяйственно с бременем природной щедрости.
 
    Мы поставлены лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей. Она погрузила нас в свои колебания, растворила с ними, заставила ас жить из властью и глубиной. И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти. Нас открылся весь размах страстей и все крайности верха и низа, «самозабвенной мглы» и «бессмертности солнца ума», сонной вялости и буйной одержимости, бесконечной преданности на смерть и неугасимой ненависти на всю жизнь. Мы коснулись в лице наших Святых, высшей праведности; и сами изведали природу последних падений, безумства, злодейства и сатанинства. Мы не выдержали соблазна вседоступности, этой душевной раскачки и впали в духовное всесмешения: мы потеряли грани Божественного и небожественного, неба и земли, добра и зла; мы попытались обожествить сладострастие и возвеличить грех; мы захотели воспеть преступление и прославить слепую одержимость; мы отвернулись от стыда, погасили разум, разлюбили трезвение, потеряли дорогу к духовной очевидности. И вот, Западное начло захватило нас – политика вседоступности и вседозволенности. И воцарилась смута и все пошло верхним концом вниз….
 
    Что есть жизнь человека без живой глубины, без этой осиянности и согретости внутренним светом? Это земное без Божественного; внешнее без внутреннего; видимость без сущности; оболочка, лишенная главного; пустой быт, суета, прах, пошлость…
 
    Из глубины Русской Религии родилось у нас этот верный опыт, эта уверенность, что священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становится униженной и пошлостью. К самому естеству русской народной души принадлежит – взыскание Града. Она прислушивается к поддонным колоколам Китежа; она всегда готова начать паломничество к далекой и близкой святыне; она всегда ищет углубить и освятить свой быт; она всегда стремится религиозно принять и осмыслить мир.
 
    Созерцать научила нас Империя. В созерцание наша жизнь, наше искусство, наша вера. Красота учить созерцать и видеть. И тот, кто увидел красоту, тот становится ее пленником и ее творцом. От нее душа становится тоньше и нежнее, глубже и певучее; от нее душа научается видеть себя, свое внутреннее и сокровенное. И страна дает миру духовных ясновидцев.
 
   Можно ли верить, не видя? Можно ли верить от воли и мысли? Может ли рассуждение ума или усилие воли заменить в религии видение сердца? Если это возможно, то это не вера наша; это вера чужая, западная, мертвая. Русская Религия верит иначе, глубже, искреннее, пламенее. В ее вере есть место и воли, но воля не вынуждает из души веру, а сама родится от веры, родится огненная, непреклонная, неистощимая. Есть место и разуму; но разум не родит веру и не обессиливает ее ни рефлексией, ни логикой, ни сомнением; он сам насыщается верою и мудреет от нее. Вера же родится от того, что человек созерцает Бога любовью. Но от черезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми. Откроем глаза на эту опасность; и будем неустанно ковать силу, верность и цельность русского характера.
 
    Родина дала нам богатую, тонкую, подвижную и страстную жизнь чувств.
   Что есть душа без чувств? – Камень. – Но разве на одном чувстве можно строить характер народа?
    Носясь без руля и без ветрил, по воле «чувств», наша жизнь, принимает обличие каприза, самодурства, обидчивости. Вот она – эта удоборастворимость русской души: способность умилиться без сентиминтальности; простить от всей души; закончить грешную разбойную жизнь подвижничеством. Вот она – русская воля к совершенству: способность к монашескому целомудрию, содержимому втайне; поиски отречения и тишины; простота и естественность в геройстве; верность и стойкость перед лицом мучений и смерти… Вот оно – русское мечтание о полноте и всецелости: это собирание всех людей, всех сословий и всех земель русских под единую руку; эти юношеские грезы о безусловной справедливости; эти наивные мечтания о братстве всех народов. Вот она – эта склонность русского народа взращивать те общественные формы, которые покоятся на братстве или зиждутся жертвою и любовию. Но ведь чувствительность и фантазерство бывают беспочвенны, безвольны, губительны; а нравственный идеализм может выродиться в сентиментальность, в пустое, прекраснословие, в моральную заносчивость. Нельзя забывать этого, чтобы не искать спасения в механической пустоте и «американизме».
 
    Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как Русский Народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук – такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткались ткани нашей Истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка, или молиться, крепиться и собирать новые силы?
 
    Первое наше бремя, есть бремя земли – необъятного, непокорного, разбегающегося пространства: шестая часть суши, в едином великом куске; три с половиной Китая, сорок четыре германских империи. Не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное – оно само навязалось нам; оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду армии оседлых соседей. Империя имела только два пути: или стереться и не быть; или замирить свои необозримые окраины оружием и государственной властью. Империя подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление.
 
    Второе наше бремя есть бремя Природы. Этот океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит, но само не дается и нам ничего не дарит. Эта гладь повсюдная, безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не ограждая нас ни от бури, ни от врага. Эта почва, - скудная там, где леса дают оборону, и благодатная там, где голая степь открыта для набега. Эти богатства, сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до сих пор, пока он не создаст замирение и безопасность. Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге: царство ледяного ветра и палящего зноя. Но Империя не имела выбора: и это бремя было принято нами, и суровая природа стала нашей судьбою, единственною и неповторимою в Истории.
 
    И третье наше бремя есть бремя народности. Миллионы людей, то сосредоточенных, то рассеянных в степях, то затерянных в лесах и болотах; до ста восьмидесяти различных племен и наречий. Мы должны были принять и это бремя: не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую Родину. Найти ту духовную глубину, и ширину, и гибкость творческого акта, в лоне которых каждое включаемое племя нашло бы себе место и свободу посильно цвести, - одни доцветая, другие расцветая. Надо было создать духовную, культурную и правовую Родину для всего этого разноголосого человеческого моря; всех соблюсти, всех примирить, роем дать молиться по-своему, и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство. Наш путь – вел из непрестанной нужды, через непрерывные, великие опасности, к духовному и государственному величию; и не могло быть отсрочек, ни отпуска, ни отдыха. Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще выжить и выйти из очередной беды. Народы не выбирают себе своих жребиев; каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным. И как часто другие народы спасались нашими жертвами.
 
    История Империи есть история борьбы. Мы научились хоронить нашу национальную святыню в недосягаемости. Наша русская способность – незримо возрождаться в зримом умирание. Вот откуда наше русское искусство – побеждать отступая, не гибнуть в огне земных пожаров и не распадаться в вещественной разрухе.
 
    Неисповедимы Божии пути. Сокрыты от нас Его предначертания. И только края ризы Его касаемся мы в наших постижениях.
 
    Не пытайтесь свести Родину к телесному, к земле и природе.
    Ищите русскость русского в тех душевных состояниях, которые обращают человека к Богу в небесах и ко всему Божественному на земле, т.е. в духовности человека. Вот подлинное жилище Родины, вот подлинное ее обнаружение, когда душа человека, «томимая духовной жаждой», отвертывается от «случайных и напрасных даров» земной жизни и, испытывая жизнь без Бога, как «мрачную пустыню», обращается из глубины своей к благодатным предметам.
 
    Душа не священна сама по себе; она священна духом и своей одухотворенностью. И быт не свят сам по себе, оно освящается бытием – личным и народным. То, что освящено духом и бытием, то становится его сосудом или его ризою. И то, во что излился дух, - и человек, и картина, и напев, и храм, и крепостная стена – становится священным и дорогим, как открывающийся мне и нам, нашему народу и нашей стране лик самого Божества.
 
    И вот, Родина есть выстраданные нами и открывавшиеся нам лики Божии: в песнях, поэмах, трагедиях, в созданиях искусства и в подвигах наших святых и героев. И еще. Родина – это тот национальный строй и уклад души, который выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту, и который незаметно, но неизменно владеет и моею душою, ее дыханием, и вздохом, и стоном, и жестом, и языком, и пляскою. Родина – это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые пребывали в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии.
 
    Родина есть нечто от Духа и для Духа. И тот, кто не живет Духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него темною загадкою и странною ненужностью. На безродность обречен тот, у кого душа закрыта для Божественного, глуха и слепа для него. Русская Религия, прежде всего призвана раскрыть души для божественного.
 
Посткриптум: Да, слова эти, идущие от души и о душе Русской -  искренни и, ничего не отнять и не добавить к ним! Вот, только бы Царя батюшку нам, чтобы ожили эти строки, а не лежали сегодня мёртвым грузом на сердце каждого Русского человека!

О "сущности красного террора"

Статья в журнале о "сущности красного террора"

Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом - смысл и сущность красного террора.

Лацис М.И. «Красный террор». 1 ноября 1918, Казань.

Обращения Н.И. Соловьева

Обращения Н.И. Соловьева "Ко всему населению", после начала массового взятия заложников красными

Во время гражданской войны красным приходилось держать в тылу до трети армии для подавления востаний. Чекист М.И.Лацис писал, что только за 15 месяцев 1918-1919 гг было 344 крестьянских восстаний.
Одним из последних было крестьянское восстание в Сибири в 1924 г. под предводительством Ивана Николаевича Соловьева.

Мы всегда полагали, что эта власть кроме обмана и жестокости, кроме крови ничего не может дать населению, но все-таки полагали, что правительство состояло из людей нормальных, что власть принадлежит хотя и жестоким, но умственно здоровым. Теперь этого сказать нельзя... Разве вообще допустимо, чтобы психически нормальному человеку пришла в голову мысль требовать ответа за действия взрослых у человека малолетнего...
Граждане, вы теперь видите, что вами управляют идиоты и сумасшедшие, что ваша жизнь находится в руках бешеных людей, что над каждым висит опасность быть уничтоженным в любой момент.

источник: Ачинский филиал Государственного архива Красноярского края, я. 1697, on. 3, д.18, л. 194

Декрет об отмене частного владения женщинами

Декрет об отмене частного владения женщинами


Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами

Законный бракъ, имевшій место до последняго времени, несомненно являлся продуктомъ того соціального неравенства, которое должно быть с корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружіемъ въ рукахъ буржуазіи в борьбе ея с пролетаріатомъ, благодаря только имъ все лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперіалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскій Губернскій Советь Народныхъ Комиссаровъ съ одобренія Исполнительного комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§ 1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л.

Примечание: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствія этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показаніями.

§ 2. Действіе настоящего декрета не распространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. Примечание: Въ случае противодействія бывшаго мужа въ проведеніи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящій декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенія и объявляются достояніемъ всего трудового народа.

§ 5. Распределеніе заведыванія отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеють право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хь часовъ при соблюденіи условій указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять оть своего заработка 2% въ фондь народнаго поколения.

§ 9. Каждый мущина, желающій воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянія, должень представить оть рабоче-заводского комитета или профессіонального союза удостовереніе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащіе къ трудовому классу мущины пріобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условіи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондь 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получають изъ фонда народнаго поколенія вспомоществованіе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшіе освобождаются оть своихь обязанностей прямыхъ и государственныхъ въ теченіе 4-хъ месяцев (3 месяца до и одинъ после родовь).

§ 13. Рождаемые младенцы по истеченіи месяца отдаются въ приють «Народные Ясли», где воспитываются и получають образованіе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рождении двойни родительницы дается награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ распространеніи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революціоннаго времени.



28 февраля 1918 г.

Источник: Арх. УФСБ Орловской области, дело №15554-П


Вот они, соц. гарантии! Говорят, что после этого решения куча семей уехала из губернии. Но эта информация не проверена.

Телеграмма Ленина председателю Нижегородского губсовдепа

В Нижнем, явно, готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов (Вас, Маркина и др.), навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т. п.

Ни минуты промедления.

источник: В.И.Ленин, Полное Собрание Сочинений, т. 50,стр. 142

Письмо Ленину от бывшего большевика

Товарищу В. И. Ленину

Председателю Совета Народных Коммисаров!

Скажу кратко. Сначала я верил в тебя, ибо ты обещал хорошее для нас —настоящий мир, хлеб и свободу. Я думал что ты не погубишь родину. Но вместо обещаннаго, продал Россию, хлеба не дал, свободу установил Николаевскую. Будь же ты трижды проклят и знай что волна народной мести дойдет до тебя и погибнешь ты, погубивший Россию. Не думай, что я патриот в кавычках, нет ты скажи лучше, что мы рабочие будем делать, когда безработица будет и когда дешевые товары немцы или кто либо еще привезут. Не превратимся ли мы в китайцев. Будь же еще раз ты проклят ибо скоро начну голодать, ибо ты продал Россию немцам и заливаешь страну братскою кровью под предводительством немецких офицеров. Проклинаю тебя и всех с тобою товарищей по Совету захватчиков и изменников родной страны.



Ростов н/Д. Декабря 19-1917

Бывший большевик.

ГАРФ ф.1235 оп.140 д.8 л.41-41 об. рукопись.

О присоединении к России Грузии.

Высочайший манифест 12-го сентября 1801 года (о присоединении к России Грузии)

В 1783 году Россия и Грузия подписали Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России. В 1787 году, когда началась русско-турецкая война, российские войска вышли из Грузии. В 1799 году император Павел I возобновил договор о покровительстве и в 1800 году подписал манифест о присоединении Грузии к России. Смерть царя Георгия XII приостановила этот договор и только Александр I окончательно утвердил покровительство.

Божией милостью, Мы, Александр первый, Император и Самодержец Вероссийский, и прочая и прочая и прочая.

Объявляем всем обитателям царства Грузинского, кому о том ведать надлежит.

Покровительство и верховная власть Российской Империи над царством Грузинским всегда налагали на монархов российских и долг защиты.
В 1796 году, против сильного впадения к вам Аги-Магомет-хана, в Бозе почивающая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна послала часть войск своих. Столь успешное тогда не токмо спасение царства Грузинского, но и счастливое покорение всех областей и народов от берегов Каспийского моря до рек Куры и Аракса ограждали вас от всяких опасностей. Оставалось, токмо внутренним благоучреждением благоденствие ваше утвердить навеки.
Но внезапное и скоропостижное отступление войск российских из Персии, Армении и из пределов ваших испровергли справедливое ожидание ваше.
Все потом претерпенныя вами бедствия: нашествие неверных и иноплеменных народов, разорение городов и селений, порабощение и увлечение в плен отцов, матерей, жен и детей ваших, наконец раздор царской фамилии и разделение народа между разными искателями царского достоинства влекли вас в междоусобные брани.
Окружающие вас хищные народы готовы были напасть на царство ваше и ненаказанно растерзать его остатки. Соединением всех сих зол не токмо народ, но даже и имя народа грузинского, храбростию прежде столь славного во всей Азии, истребилось бы от лица земли.
Стоя в бездне сей, неоднократно, призывали вы покровительство российское.
Вступление войск наших и поражение Омар-хана аварского приостановили гибель вашу, устрашив всех хищников, наполняющих горы Кавказские, и тех, кои раздирают область Персии и великой Армении. Затихли крамолы посреди вас, и все вы единодушно и торжественно воззвали власть российскую управлять вами непосредственно.
Мы, вступя на всероссийский престол, обрели царство Грузинское, присоединенное к России, о чем и манифест в 18-й день января 1801 года издан уже был во всенародное известие.
Вникая в положение ваше и видя, что посредство и присутствие войск российских в Грузии и доныне одно удерживает пролитие крови нам единоверных и конечную гибель, уготованную вам от хищных и неверных, сопредельные вам народов, желали Мы испытать еще, нет ли возможности восстановить первое правление под покровительством Нашим и сохранить вас в спокойствии и безопасности. Но ближайшие по сему исследования наконец убедили Нас, что разные части народа грузинского, равно драгоценные нам по человечеству, праведно страшатся гонения и мести того, кто из искателей достоинства царского мог бы достигнуть его власти, поелику противу всех их большая часть в народе столь явно себя обнаружила.
Одно сомнение и страх сих последствий, возродив беспокойства, неминуемо были бы источником междоусобий и кровопролития. Сверх того бывшее правление, даже и в царство царя Ираклия, который духом и достоинством своим соединил все под власть свою, не могло утвердить ни внешней, ни внутренней безопасности.
Напротив, столькратно вовлекало вас в бездну зол, на краю коей и ныне вы стоите и в которую, по всем соображениям, должны вы будете низвергнуться, если мощная рука справедливой власти от падения сего вас не удержит.
Сила обстоятельств сих, общее посему чувство ваше и глас грузинского народа преклонили Нас не оставить и не предать на жертву бедствия язык единоверный, вручивший жребий свой великодушной защите России. Возбужденная надежда ваша на сей раз обманута не будет. Не для приращения сил, ни для корысти, ни для распространения пределов и так уже обширнейшей в свете империи приемлем Мы на себя бремя управления царства Грузинского.
Единое достоинство, единая честь и человечество налагают на Нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращение их скорбей, учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона.
А посему, избрав нашего генерал-лейтенанта Кнорринга быть главнокомандующим посреди вас, дали Мы ему полные наставления открыть сие правление особенным от имени Нашего объявлением и привести в силу и действие предначертанное от Нас постановление, к исполнению коего приобщая избранных из вас по достоинствам и по общей доверенности, уповаем, что вы, вверясь правлению сему, несомненно под сенью оного начально спокойствие и безопасность обрящете, а потом и благоденствие и изобилие.

Все подати с земли вашей повелели Мы обращать в пользу вашу, и что за содержанием правления оставаться будет, употреблять на восстановление разоренных городов и селений.
Каждый пребудет при преимуществах состояния своего, при свободном отправлении своей веры и при собственности своей неприкосновенно. Царевичи сохранят уделы свои, кроме отсутствующих, а сим годовой доход с уделов их ежегодно производим будет деньгами, где бы они не обретались, лишь бы сохраняли долг присяги.
Во взаимность сих великодушных попечений Наших о благе всех и каждого из вас, Мы требуем, чтобы вы, для утверждения постановленной над вами власти, дали присягу в верности по форме, при сем приложенной. Духовенство, яко пастыри душевные, первые должны дать пример.

Наконец да познаете и вы цену доброго правления, да водворятся между вами мир, правосудие, уверенность как личная, так и имущественная, да пресекутся самоуправства и лютые истязания, да обратится каждый к лучшим пользам своим и общественным, свободно и невозбранно упражняясь в земледелии, промыслах, торговле, рукоделиях, под сенью законов, всех равно покровительствующих.
Избытки и благоденствие ваше будут приятнейшею и единою для Нас наградою.

Дан в престольном граде Москве, сентября 12-го дня 1801 года.

Подлинный подписан собственной Е.И.В. рукой тако: Александр".

М.П.

Печатано в Москве, при Сенате, 1801 г. сентября 20 дня



Письмо последнего царя Грузии своему послу в России

В 1783 году Россия и Грузия подписали Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России. В 1787 году, когда началась русско-турецкая война, российские войска вышли из Грузии. В 1799 году император Павел I возобновил договор о покровительстве и в 1800 году подписал манифест о присоединении Грузии к России. Смерть царя Георгия XII приостановила этот договор и только Александр I окончательно утвердил покровительство.

Из письма царя Картли-Кахети Георгия XII своему послу Гарсевану Чавчавадзе от 7 сентября 1799 года:
Предоставьте им все мое царство и мое владение, как жертву чистосердечную и праведную и предложите его не только под покровительство высочайшего русского императорского престола, но и предоставьте вполне их власти и попечению, чтобы с этих пор царство картлосианов считалось принадлежащим державе Российской с теми правами, которыми пользуются находящиеся в России другие области.

источник: А. Цагарели. „Грамоты и другие исторические документы XVIII-го столетия, относящиеся к Грузии“ т. 2,

Жизнь без царя

Елена Чудинова

— А я ведь помню этот день еще постным, — сказала мне мать Евфросинья 17 июля после праздничного обеда.

С матерью Евфросиньей мы сверстницы, вот только подружиться в детстве не могли никак — росли на разных континентах. И одна из нас в этом самом детстве имела в полной мере: песни у ночного костра, галстуки и значки, «Будь готов!» — «Всегда готов!», марши и походы. Не я, разумеется. По мою сторону океана детские лагеря были только пионерскими. В такие меня не отправляли.

— Эта дата всегда падала на лагерные сборы. Да, в этот день мы держали строгий пост. Служилась панихида. Мы, дети, особенно близко к сердцу принимали, что Наследник тоже был скаутом. Старались быть его достойными.

А теперь это давно уже праздник. Горький, но праздник. Багряные облачения, багряные лилии и розы под иконами, багряные блики от красного стекла лампадки, скользящие по латунным камням голгофы. Кровь. Пролитая кровь царственных мучеников и верных их слуг.

Тягостные даты теснятся рядом на переломе лета. Лишь несколько дней назад Франция, не ведая, что творит, отмечала очередную годовщину своего бесчестья: 14 июля. Даже в нашей деревне полночи пускали петарды, мешая нам спать. Весь день ничто не работало. Семейные выезды на природу, пикники. Ну да, в самом деле: если твои предки истребили собственного помазанника с супругою и детьми, ну как тут не поесть сосисок? И, считая новым стилем, 17 июля русская трагедия в особняке Ипатьева. «Тягостен, тягостен этот позор, жить, потерявши царя», — писал тот, кто позора не разделил. Отчего через позор предательства прошли самые сильные из христианских держав? Кровь Стюартов, кровь Бурбонов, кровь Романовых. Последняя решала все. Еще Фридрих Энгельс писал некогда, что распространению революции мешает само существование Российской империи. А уж Фридрих-то этот Энгельс знал, что говорит.

Империя пала, препоны на пути потоков зла рухнули. Мы получили ХХ век, пожали то, что посеяли. А осознания так и не пришло. Ни к кому. Наши соотечественники отнюдь не сознают необходимости всенародного покаяния. В особенности не видит для себя причин каяться самая виноватая часть. Интеллигенция по-прежнему, как почти сто лет назад, претендует на профетическую роль. Если опять хлынут потоки крови, она снова впадет в недоумение, за что же сама, столь прекрасная, угодила в мясорубку? Мясорубка, конечно, должна работать, должна заживо перемалывать людей в кровавую кашу, но отчего ж она покушается на своих создателей? Это неправильно, это нехорошо. Кстати, о мясорубке. В Екатеринодарской Чеке она стояла отнюдь не аллегорическая. Кто сомневается, могу поделиться ссылками.

На днях (как раз между 14 и 17 июля) мне попала в руки библиографическая редкость: полемика святителя Игнатия Брянчанинова с Герценом. Впрочем, по какой-то невнятной придури последний предпочитал именовать себя Искандером. Составители полного собрания сочинений в попытке хоть немного прикрыть срам «классика», не включили опубликованный в «Колоколе» пасквиль под своеобычным названием «Во Христе сапер Игнатий». «Мы никогда не имели большого доверия к архиереям из саперов, — раскатисто начинает лондонский страдалец. — Нам всегда казалось, что люди, наводящие понтоны на временные реки, — скверные понтифексы, когда речь идет о вечных понтонах, по которым души должны подниматься в райские селения».

Чем-то неизбытым, из сегодняшнего дня, повеяло от этих исполненных самодовольства ернических строк. Хлестко, а смысла — никакого, никакого вообще. Какие были раньше «архиереи из саперов»? Чем, собственно, не годятся саперы для духовного поприща? Причем тут латинское слово «понтифекс»? Да это же настоящий «троллинг», таких Искандеров и сегодня на каждом блоге — десятки. Берется какой-нибудь факт, максима, событие — и вдруг провозглашается смешным, ну вот «прикалывает» наших постмодернистов то любовь к отеческим гробам, то подставление другой щеки. В силу заданной нелепости ситуации полемизировать тут довольно сложно.

Знакомый почерк и дальше. Вдруг выражается сомнение, что епископ знаком с древними языками, хоть бы уж во французский текст заглянул, «он, по крайней мере, по французски-то знает, этим языком он увещевал Магдалин». Вот и поди тут доказывать, что древние языки — рабочие для духовного сословия, вне сомнения, знакомы Епископу лучше, чем недоучке Искандеру, и вопрошать, откуда на Кавказе взяться женщинам легкого поведения с родным французским языком? Покажешься смешным. По искандерским правилам игры нельзя искать смысла там, где должно единственно «прикалывать». Хамство, апломб, агрессия. Все ровно такое же, как сегодня.

В чем же смысл цитируемого выше извержения? К Герцену, видимо случайно, попал в руки внутриепархиальный документ, мало кем, естественно, прочтенный вне ставропольских пределов. Что есть зело удачно. Искандер будирует, иронизирует, громокипит о том, что такой сякой «понтифекс» препятствует отмене крепостного права, прямо-таки жизнь сделается ему немила, ежели господа перестанут сечь крестьян и насиловать крестьянок. (Последнее, конечно, для монаха особенно существенно.)

Как писано у Михаила Булгакова, самое интересное в этом вранье то, что вранье от первого до последнего слова.

Противник ли Епископ отмены крепостного права? Отнюдь. Он сам желает этого события в наискорейшем будущем. Беспардонная клевета и побуждает Брянчанинова взяться за ответ — ответ достойный и выдержанный.

Можно не сомневаться: оказавшись пойманным за вороватую ручонку, Искандер нимало не смутился. Они этого вообще не умеют.

Что выбесило Искандера до извержения прямой лжи? Антиякобинская позиция Брянчанинова. То есть опять же Энгельс — пока стоит Российская империя… Она давно пала, но они и сегодня трепещут ее возрождения из руин.

А ведь, кстати, Герцен-то должен был знать, что именно саперы спасли августейшую фамилию от пленения декабристами. Ведь, не встань саперы грудью, мы на сто лет раньше получили бы убиенного со чады и домочадцы Николая. Ненавистное для Герцена слово — «сапер». Хорошее слово. Военный защитник.

Этой весною, выступая перед школьными методистами, я упомянула к слову о тех безобразиях, которым предался в Лондоне в компании поляков пьяный в стельку Герцен. На радостях, узнавши о смерти Николая Павловича.

Одна дама тут же выразила недовольство. «Мы воспитывались на трудах этого великого гуманиста!» — гневно прошелестела она.

Великий гуманист, тогда конечно. Но все ж таки непонятно, является ли пьяное скотство образцом для подражания, ежели исходит от великих гуманистов?

Завтрашние школьники будут воспитаны так же, как сегодняшние.

А пару лет назад я вела довольно жесткую полемику с одним из представителей националистической оппозиции, узревшем в декабристах рыцарей национальной идеи.

Сколько еще должно быть пролито крови мучеников, чтобы мы поняли, что она льется ради нашего спасения?

Прошлое, будущее, настоящее — все переплетено, все сцеплено. И ни один, ни один из узлов еще не развязан.

Забытая война



Православный автор-исполнитель Алексей Мысловский представляет прекрасную песню памяти русских героев Первой мировой войны.

Провокация "Кровавое воскресенье"

9.01.1905 (22.01). – Провокация "Кровавое воскресенье" – начало "первой русской революции"


Провокация "Кровавое воскресенье"

"Кровавое воскресенье" 9 января 1905 г. было спланированной провокацией и стало началом "первой русской революции", на разжигание которой, пользуясь русско-японской войной, міровая закулиса бросила огромные деньги.

Организатор "мирного шествия" 9 января бывший священник (запрещенный в служении, а затем и лишенный сана) Гапон был связан и с охранным отделением (якобы для удержания требований рабочих в законопослушном русле) и с социалистами-революционерами (через некоего Пинхаса Рутенберга), то есть играл двойную роль. Призвав рабочих на мирную демонстрацию к Зимнему дворцу с петицией к Государю Николаю II, провокаторы готовили совсем не мирное столкновение с пролитием крови. Рабочим объявили о Крестном ходе, который, действительно, начался с молебна о здравии Царской Семьи. Однако в текст петиции без ведома рабочих были внесены требования прекращения войны с Японией, созыва Учредительного собрания, отделения Церкви от государства и «клятвы Царя перед народом» (!).

Накануне вечером, 8 января, Государь ознакомился с содержанием гапоновской петиции, фактически - революционного ультиматума с неосуществимыми экономическими и политическими требованиями (отмена налогов, освобождение всех осужденных террористов), и принял решение проигнорировать его как недопустимый по отношению к государственной власти. При этом министр внутренних дел князь П.Д. Святополк-Мирский успокоил Царя, заверив, что, по его данным, ничего опасного и серьезного не предвидится. Поэтому Царь не счел нужным приезжать из Царского Села столицу.

Гапон же прекрасно понимал, что готовит провокацию. Он заявил накануне на митинге: «Если... не пропустят, то мы силой прорвемся. Если войска будут в нас стрелять, мы будем обороняться. Часть войск перейдет на нашу сторону, и тогда мы устроим революцию. Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы... и наша возьмет» (отчет о демонстрации в "Искре" № 86)...

Уже после достигнутого кровопролития Гапон откровенничал в своих воспоминаниях: «Я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно послал нескольких рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их. Затем я приказал принести из нашего отделения царский портрет, чтобы этим подчеркнуть миролюбивый и пристойный характер нашей процессии. Толпа выросла до громадных размеров... "Прямо идти к Нарвской заставе или окольными путями?" - спросили меня. "Прямо к заставе, мужайтесь, или смерть или свобода", - крикнул я. В ответ раздалось громовое "ура". Процессия двигалась под мощное пение "Спаси, Господи, люди Твоя", причем когда доходило до слов "Императору нашему Николаю Александровичу", то представители социалистических партий неизменно заменяли их словами "спаси Георгия Аполлоновича", а другие повторяли "смерть или свобода". Процессия шла сплошной массой. Впереди меня шли мои два телохранителя... По сторонам толпы бежали дети..., когда процессия двинулась, полиция не только не препятствовала нам, но сама без шапок шла вместе с нами... Два полицейских офицера, также без шапок, шли впереди нас, расчищая дорогу и направляя в сторону встречавшиеся экипажи». Шествие шло к центру города несколькими колоннами с разных сторон, их общая численность достигала 200 тысяч человек.

В это же время в городе распространялись подстрекательские листовки, затем были повалены телефонные столбы и построены баррикады в нескольких местах, разгромлены две оружейных лавки и полицейский участок, предприняты попытки захватить тюрьму и телеграф. В ходе шествия были сделаны провокационные выстрелы в полицию из толпы. Войска, совершенно не подготовленные к противодействию таким массовым выступлениям городского населения, оказались вынужденными противостоять напору толп с разных сторон города и принимать решения на месте.

Все это нужно учесть, чтобы понять страх тех, кто приказал стрелять в наседавшую толпу (по официальным полицейским сводкам, за 9 и 10 января погибло 96 человек и более 333 ранено; окончательные цифры - 130 погибших и 299 человек раненых, в том числе полицейские и военные; БСЭ дает ложную цифру из тогдашней революционной листовки: "более тысячи убитых и свыше двух тысяч раненых"). Еще до кровавых событий М. Горький выступил с речью на заседании Вольного Экономического общества, заявив: «Сегодня в России началась революция. Шаляпин дает на революцию 1000 рублей, Горький – 1500 рублей...». Однако план рухнул из-за того, что войска не перешли на сторону бунтовщиков. Кое-где и рабочие избивали агитаторов и устроителей баррикад с красными флагами: "Нам это ни к чему, это жиды воду мутят...".

Говоря о поспешном приказе испуганного начальства, приказавшего стрелять, следует также вспомнить, что атмосфера вокруг царского дворца была очень напряженной, ибо тремя днями ранее было совершено покушение на Государя. 6 января, во время крещенского водосвятия на Неве в Петропавловской крепости произвели салют, при котором одна из пушек выстрелила боевым зарядом в сторону Императора. Выстрел картечью пробил знамя Морского корпуса, поразил окна Зимнего дворца и тяжело ранил дежурившего жандармского пристава. Офицер, командовавший салютом, сразу же покончил с собой, поэтому причина выстрела осталась тайной. Сразу после этого Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, его не было в тот день в Петербурге, – однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым".

Между тем Государь, получив известие о происшедшем, записал в тот день в дневнике, несколько нарушив свой обычный сухой стиль конспекта текущих событий: «Тяжелый день! В СПб произошли серьезные безпорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!..».

Всем пострадавшим и семьям погибших по распоряжению Государя были выплачены пособия размером в полуторагодичный заработок квалифицированного рабочего. 18 января министр Святополк-Мирский был уволен в отставку. 19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя.

Однако революционеры-провокаторы своего добились, теперь оставалось муссировать страсти. В ту же ночь, 9 января, Гапон (он бежал с шествия при первых же выстрелах) опубликовал призыв к бунту, который, из-за пролитой крови и главным образом из-за подстрекательства большей части печати, во многих местах России вызвал волнения, длившиеся более двух лет. В октябре вся страна была парализована забастовкой, в декабре в Москве большевики попытались устроить вооруженное восстание, вызвавшее много жертв...

В послании от 14 января Св. Синод дал провокации 9 января следующую оценку: «Всего прискорбнее, что происшедшие безпорядки вызваны подкупами со стороны врагов России и всякого порядка общественного. Значительные средства присланы ими, дабы произвести у нас междоусобицу, дабы отвлеченьем рабочих от труда помешать своевременной посылке на Дальний Восток морских и сухопутных сил, затруднить снабжение действующей армии и тем навлечь на Росиию неисчислимые бедствия...».

Имя провокатора "Попа Гапона" стало нарицательным, а судьба его была незавидна. Сразу после провокации он скрылся за границу, но к осени вернулся в Россию с покаянием и, обеляя себя, стал печатно разоблачать революционеров. Начальник петербургского охранного отделения А.В. Герасимов описывает в своих воспоминаниях, что Гапон рассказал ему о плане убить Царя при выходе его к народу. Гапон ответил: "Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…".

28 марта 1906 г. Гапон был по решению ЦК партии эсеров казнён все тем же Рутенбергом в поселке Озерки. "Мавр сделал свое дело..." – и был убран для сокрытия следов провокации. Как сообщает еврейский источник, Рутенберг после этого «прошел в Италии в 1915 г. обряд возвращения в иудаизм с полагающимся ему бичеванием, сблизился с Жаботинским, затем с Вейцманом и Бен-Гурионом, участвовал в попытке организации Еврейского легиона... В 1922 г. навсегда переселился в Палестину».

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25012203