Святитель Лука
(в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877
году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского
происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в
Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время
вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не
имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы
облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о
делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям
Божиим. Валентин решил посвятить себя медицине и поступил
на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника
помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще
закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера
врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и
сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей.
Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии,
а позже в Верхний Любаж Курской губернии.
Работая в
больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он
пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить
на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он
успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к
нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в
селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным
врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему
много оперировал, продолжая вести научные исследования.
В
1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую
диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой
монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах
гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской
городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре
супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в
голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя
заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог
продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете,
где он вел курс анатомии и хирургии.
Он часто принимал
участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями
тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на
котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в
сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя
Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял
предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в
диакона, а через неделю возведен в сан иерея.
Он
одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в
соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он
совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в
проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на
животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных
диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем
антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой
смертью.
В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь»
спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно
Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление
епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный
епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом,
одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором
духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ
постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в
небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных
епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая
1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после
своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ),
обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии
и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.
Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не
одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих,
которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также
работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел
обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же
представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на
твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление
госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег
Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.
В
начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к
работе в больнице, так как после его высылки она лишилась
единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926
году он был освобожден и вернулся в Ташкент.
На следующую
осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии,
затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и,
наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения
Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой – решение, о
котором он горько пожалеет впоследствии.
Около трех лет он
спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по
медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после
смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем
покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая
психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение
захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти
воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве
убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма
помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью
материалистической науки.
Епископ Лука был арестован
незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его
подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный
карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя
против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал
голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он
прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был
осужден на новую трехлетнюю ссылку.
Снова путь в ужасающих
условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с
1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился
на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он
пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его
церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых
допросов и сделали интересные предложения относительно научных
исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука
ответил твердым отказом.
Освобожденный в 1933 году, он
отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру,
желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в
Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был
опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре
классикой медицинской литературы.
Во время работы в
Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к
отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную
деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные
Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных
деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны,
заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован
вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками,
сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании
контрреволюционной церковной организации.
Святитель был
подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем
свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос,
вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его,
обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых
допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда
он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой
подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.
Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в
Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог
добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске
научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и
началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был
назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также
ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил
епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не
осталось ни одной действующей церкви.
Митрополит Сергий
возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе
1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам
святитель Лука стал членом постоянного Синода.
Так как во
время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к
обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной
энергией отдавшись проповедничеству.
Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944),
он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время
работая над публикацией различных медицинских и богословских
трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма,
озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель
защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых
научных аргументов.
В феврале 1945 года за архипастырскую
деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на
клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».
Через год
архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской
премии первой степени за научную разработку новых хирургических
методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных
трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при
инфицированных огнестрельных ранениях суставов».
В 1946
году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским.
В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного
духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем,
излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или
собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден
прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и
оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло
множество чудесных исцелений.
В 1956 году он полностью
ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию,
проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял
закрытию церквей и различным формам преследований от властей.
Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе,
Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая
1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и
огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом
паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.
***
Молитвы
Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому
глас 1
Возвестителю пути
спасительнаго,/ исповедниче и архипастырю Крымския земли,/
истинный хранителю отеческих преданий,/ столпе непоколебимый,
Православия наставниче,/ врачу богомудрый, святителю Луко,/Христа
Спаса непрестанно моли/ веру непоколебиму православным
даровати// и спасение, и велию милость.
Перевод: Вестник
спасительного пути, исповедник и архипастырь Крымской земли, истинный
хранитель отеческих преданий, столп непоколебимый, учитель Православия,
врач, умудренный Богом, святитель Лука, Христа Спасителя непрестанно
моли веру непоколебимую православным подарить, и спасение, и великую
милость.
Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому
глас 1
Якоже звезда
всесветлая, добродетельми сияющи,/ был еси, святителю,/ душу же
равноангельну сотвори,/ сего ради святительства саном почется,/
во изгнании же от безбожных много пострада,/ и непоколебим верою
пребыв,/ врачебною мудростию многия исцелил еси./ Темже ныне
честное тело твое от земленых недр обретенное дивно Господь
прослави,/ да вси вернии вопием ти:/ радуйся, отче святителю
Луко,// земли Крымския похвало и утверждение.
Перевод: Как
звезда, блистающая светом, ты, святитель, сиял добродетелями, жизнь же
свою сделал непорочной, как у ангелов, потому и был почтён саном
святительства, в гонениях же много от безбожников пострадал и остался
непоколебим в вере, врачебной мудростью многих излечил. Потому сейчас
чтимые мощи твои, из недр земли обретенные, удивительно прославил
Господь, чтобы все верующие воскликнули тебе: «Радуйся, отец святитель
Лука, Крымской земли честь и сила!»
Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому О,
всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий
угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и
припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада
отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву
нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в
радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты
любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси,
пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад
Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую
ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право
верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия
наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо
благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению
полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и
пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление,
заблуждшим на путь истины возвращение, родителем благословение,
чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим
помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское
благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся
от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей
и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и
моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с
тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца
и Сына и Святаго Духа. Аминь.