хочу сюди!
 

Марта

48 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 50-60 років

Просят - значит доверяют. "Мир православия".

В одном из номеров газеты «Православная вера» была опубликована статья «Церковь и водопроводные трубы». Речь в ней шла о том, что зачастую люди обращаются в храмы с просьбами, которые должны быть адресованы совсем в другие инстанции. Нужны деньги на лекарства, кто-то из близких рискует стать жертвой мошенников… Не получив помощи в соответствующих учреждениях, люди идут для разрешения своих проблем в храм, просят помочь. Как нужно реагировать на это нам, прихожанам, должна ли церковная община заниматься разрешением подобных вопросов или не вмешиваться вовсе? Мы продолжаем разговор по поводу этого достаточно распространенного явления. Своим мнением с читателями делятся один из авторов газеты и староста одного из саратовских храмов.



Просят – значит доверяют
Не знаю как в России в целом, а в Саратове прийти в Церковь с просьбой помочь в решении какой-либо бытовой проблемы — обычное дело. Кто-то относится к таким обращениям с пониманием — что поделать, в нашей стране люди часто чувствуют себя беспомощными даже перед лицом самых незначительных неурядиц. У кого-то это вызывает недоумение и даже протест, мол, причем здесь Церковь, идите к чиновникам и в те организации, где обязаны вам помочь. Но, на мой взгляд, стоит задуматься, о чем нам говорят вот такие «докучающие» обращения граждан. А говорят они о том бесценном ресурсе, которым сегодня, несмотря на самые разные настроения в обществе, все же обладает Церковь,— доверии людей.

Если задаться вопросом, каким социальным институтам сегодня доверяют люди, от кого они реально ждут решения своих проблем — боюсь, что процент граждан, относящихся с доверием к официальным органам и инстанциям — чиновникам, законодателям, судам, правоохранительным органам и даже общественным организациям, будет ничтожен. И даже не стоит проводить специальный опрос — достаточно послушать что говорят люди в общественном транспорте. Возможно, в более благополучных городах, где уровень дохода людей выше, чем в нашем регионе, и бюджетное обеспечение не является скудным пайком, ситуация не столь безнадежна. Но на нашей дотационной периферии, остро переживающей кризис доверия к власти, дела обстоят хуже некуда. Куда идти людям, когда они, обив пороги всех кабинетов и служб, четко понимают, что им не помогут нигде? По большому счету некуда. И в этой ситуации кто-то решается прийти в Церковь.

Да, не спорю, конкретно для тех, к кому они обратятся лично, сей факт создаст определенные неудобства. Попробуй докажи нецерковному человеку, что Церковь существует для того, чтобы приводить людей к Богу, помогать им спастись. У него-то, у просителя,— проблемы, важней которых для него на тот момент ничего нет, и он ждет от нас поддержки, помощи, а не этих рассказов.

Но ведь если идут — значит доверяют, и, разуверившись во всем, надеются получить поддержку. На чем основывается это доверие? На авторитете Церкви, на уважении к ней. Даже совсем далекие от Церкви люди слышали о православных христианах, угодниках Божиих, которые всегда и в любой жизненной ситуации готовы прийти на помощь. Поэтому и по сей день человек, работающий в Церкви, воспринимается кем-то как скорый помощник и избавитель от всех бед. И пока есть эти, пусть и обрывочные, представления о Церкви, люди будут обращаться с любыми бедами. Даже в тех случаях, когда коммунальщики элементарно не заменили водопроводную трубу. И намного хуже будет, если люди будут думать, что в Церкви — так же, как везде: помощи ни в чем не жди. Вот тогда действительно появится повод для расстройства. Потому что именно в этом уповании на Церковь — ее сила и потенциал.

Сегодня очень много говорится о том, что Церковь стремится быть услышанной, о необходимости влияния Церкви на жизнь нашего общества. Но очевидно, что это возможно только при условии доверия людей — либо уже существующего, либо того, которому еще предстоит родиться. И только на фундаменте такого отношения к Церкви можно выстраивать систему и механизмы ее влияния на самые различные процессы, происходящие внутри нашего общества.

И в этом контексте не досадовать нам стоило бы на непрошенных гостей и не пытаться их «отвадить», а радоваться им. И возможно, стоит лишний раз задуматься о возможности развития системы взаимоподдержки (естественно, без потакания иждивенческим настроениям), которая, кстати, довольно эффективно работает в тех же сектантских организациях (например, если семье предстоит переезд, то она вполне может рассчитывать на то, что члены общины соберутся и потратят свой выходной на перетаскивание чужой мебели).

Пройдет время и, возможно, наши просители разберутся и поймут сами, что не занимается Церковь починкой водопроводных труб. Жизнь — процесс спонтанный, не всегда удается ее вот так взять и подогнать одним махом под свои «правильные» представления о ней. Но пока люди идут с самыми разными бедами, оценивать это можно только как хороший знак.

Юлия Семенова

Приходская община или общество православных сантехников?

На вопросы корреспондента отвечает староста храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев при СГУ им. Н.Г. Чернышевского Сергей Иванович Небалуев.

— Сергей Иванович, как, на Ваш взгляд, следует поступать нам, прихожанам, если в храм приходит человек и просит помочь в разрешении каких-то бытовых проблем?

— В Священном Писании сказано: Носите бремена друг друга… (Гал. 6, 2) Поэтому, если есть такая возможность, то нужно человеку помочь. Очень хорошо, если на приходе сложилась крепкая община, где люди знают проблемы и реальные нужды друг друга. Тогда в большинстве случаев у нас будет уверенность, что мы помогаем тому, кто на самом деле нуждается в поддержке. Однако к решению с помощью общины житейских проблем нужно подходить с рассуждением. Например, был случай, когда человек просил оказать ему юридическую помощь, к разрешению этого вопроса подключились органы правопорядка, и при ближайшем рассмотрении оказалось, что проблема надуманная, ее просто не существует. Поэтому и нужно относиться к подобным просьбам с большой осторожностью.

— А если с просьбой о помощи обращается просто человек «с улицы»? Может быть, даже не христианин…

— Это вопрос очень неоднозначный. С одной стороны Спаситель заповедовал нам: Просящему у тебя дай… (Мф. 5, 42). Часто человек обращается в храм с просьбой о помощи, отчаявшись получить ее вне Церкви. В этом случае наша поддержка может послужить поводом к тому, что человек начнет ходить в храм, обратится к Богу. Однако может случиться и так, что у человека, который получил в храме помощь, складывается к Церкви потребительское отношение. Он начинает ходить в храм не для того, чтобы молиться, участвовать в Таинствах, а чтобы получать подарки. Нередко люди приходят в храм, чтобы получить недостающее им общение и внимание. И то и другое должно присутствовать в церковной жизни, но только в том случае, если не заменяет собой молитвенную жизнь. Многие секты и завлекают к себе людей тем, что в них человек получает общение, не чувствует себя одиноким.

— А можно ли делить человеческие проблемы на духовные и бытовые?

— Можно и нужно. Люди приходят в храм для того, чтобы совместно молиться Богу, потому что соборная молитва — один из необходимых элементов церковной жизни. У каждого из нас на первом месте должно стоять богослужение, молитва. Конечно, жизнь христианина состоит и из решения немалого количества бытовых вопросов. И в некоторых случаях, когда, например, прихожанин не может самостоятельно разрешить свои бытовые проблемы, приходская община должна по возможности помогать. Но пусть это будет делом второстепенным, а на первом месте должна стоять богослужебная жизнь.

Если говорить об оказании какой-то систематической бытовой помощи прихожанам, то я не думаю, что это задача приходской общины. Община должна заниматься организацией жизни прихода, а не ремонтировать друг у друга канализацию, то есть не превращаться в общество православных сантехников.

Подготовил Денис Каменщиков
+
2

Коментарі