Живи в реальности
- 04.07.18, 16:02
- Торжество православия
Сегодня большинство людей называют «реальным миром» то, что всё больше носит черты иллюзии реальности.
…Монах живёт в монастыре.
Он встаёт ранним утром и начинает свой день с молитвы.
Он сосредотачивает свой ум в сердце и погружается в чувство присутствия Господа.
Затем он ест и направляется к трудам, которые были ему поручены. И так он проживает свой день: он работает и он молится…
Однажды мне задали вопрос: «Что он (этот монах) знает о реальном мире?».
То есть, несмотря на то, что монах ходит по земле, дышит с нами одним воздухом, спит, ест, работает и т.д. – мирским людям нередко кажется, что монах живёт в каком-то «своём» мире и этот его мир не имеет ничего общего с миром реальным.
Мужчина, который задал мне этот вопрос, живёт в городе.
Он встаёт утром, включает телевизор, наспех завтракает, садится в машину.
По дороге на работу он слушает новости по радио, делает пару звонков по мобильному. Он добирается до офиса, где каждый миг будет делать что-то, что он считает работой.
Параллельно с работой он будет проверять почту, просматривать «Фейсбук», кому-то отвечать, что-то «постить».
За ланчем он вступает в спор с кем-то, кто не согласен с его взглядами относительно существующего мироустройства, а потом, раздражённый и сбитый с толку, он возвращается к той же рутинной работе.
После работы он «на пару минут» заходит в бар, чтобы выпить традиционный бокальчик пива, но встречает там приятеля, с которым не виделся пару лет, возвращается домой позже обычного и прямиком направляется в кровать…
И вот возникает вопрос: кто из этих двух людей живёт в реальном мире?
Жизнь человека в современном мегаполисе, на первый взгляд, действительно кажется настоящей, переполненной событиями и впечатлениями. Но на протяжении всего дня человек практически отчуждён от того, что его окружает.
Он не заметит, что дышит – пока не запыхается.
Он мгновенно глотает еду, не отрываясь от экрана монитора, совершенно не чувствуя вкус.
Даже сигарета, которую он курит, и пиво, которое он пьёт – скорее действие привычки, нежели желание побаловать свои вкусовые рецепторы.
И если бы этот мужчина отстранился от подобного хода дел, его друзья посмеялись бы над ним и могли бы пошутить: «Ты что, в монахи записался?»…
Живя в современном мире, мы погружаемся во всё большую отвлечённость.
Общение между людьми, знакомства, обмен опытом всё чаще происходит посредством социальных сетей.
Скорость передачи и получения информации сблизили страны и континенты, уменьшили размер планеты до размера теннисного шарика.
Люди сами создают собственную реальность, к которой очень быстро прирастают всем сердцем и вне которой себя уже не мыслят.
Если практически любого современного человека внезапно отрезать от всех его медиа ресурсов – он почувствует себя в изоляции, брошенным и одиноким.
Вот и получается, что для монаха, живущего вне глобальной информационной сети, реальный мир – тот, который его окружает во всей своей первозданности.
Для нынешнего представителя информационного общества, реальность – это мир, созданный социальными сетями и телевидением. Такой человек смотрит на мир сквозь призму нарезанных кадров, предложенных новостной лентой.
Духовное формирование в условиях такой «реальности» лишает человека внутреннего стержня, делая его инфантильным и аморфным.
Обратите внимание: мы постоянно раздражаемся из-за вещей, на которые никак не можем влиять, и которые несказанно далеки от нашей жизни.
Подавляющее большинство наших поступков мотивированы не требованием сердца, а являются следствием манипуляций, которые (и в этом заключается самая большая проблема!) нами не распознаются, как манипуляции…
Ценности христианской жизни выступают противовесом такому порядку.
Естественно, что наши попытки, направленные на стяжание добродетелей, как правило, сопровождаются фрустрацией (несоответствие желаний возможностям).
И это неудивительно.
Ни одна живая душа, чьи привычки сформировались в искусственном мире современности, не в состоянии внезапно, по щелчку пальца, начать практиковать сердечную молитву.
Почему?
Потому что молитва рождается и творится лишь в безмолвии души. А душа наша привыкла к информационному шуму, она натренирована пассивно следовать за гомонящими и пёстрыми потоками СМИ. Но поскольку в безмолвии души нет новостных потоков, душа мгновенно ощущает себя опустошённой и одинокой, она стремится «наружу» – к новостям, к впечатлениям, к привычному шуму.
В этом кроется одна из основных причин нашего нежелания молиться: боязнь тишины, отсутствие навыка жить в состоянии внутренней тишины и умиротворённости.
Монах живёт так, чтобы быть внимательным к реальности: видеть и слышать, пробовать на вкус и прикасаться к тому, что является настоящим и доступным.
Это не так уж отличается от того, какой была жизнь большинства людей 100-200 лет назад – до возникновения массовой культуры.
Наши предки хорошо понимали, что подлинная евхаристическая жизнь невозможна без мира души, который не созидается в условиях искусственной реальности.
Бог даёт нам Себя, Свою созидающую силу (благодать) определённым и особенным способом.
Бог – есть Жизнь (Ин. 14:6).
Он – Высшая Реальность, Которой чужды любые суррогаты жизни, любые иллюзорные конструкты. Именно поэтому жизнь в благодати чужда жизни в абстракции.
Разумеется, каждый выбирает свой путь и, в соответствии с ним, – свою судьбу.
Кто-то выбирает Бога, свободу и Вечность, кто-то – социальные сети, масскульт, рабство комфорту и прочему ассортименту цивилизации гедонизма.
Но этот выбор – вовсе не вопрос выбора форм досуга. Слишком уж велика ставка в этом выборе.
Речь идёт о выборе между жизнью подлинной и реальной, и жизнью искусственной и иллюзорной.
Подготовил священник Александр Каневский
Коментарі
Хармс
5110.07.18, 15:54Відповідь на 50 від gred
Ну значит я никуда не входил и ни откуда не выходил.. Как умру считайте меня коммунистом (с).. Но хрен там.. приведут попа.. и будет он меня в дорогу дальнюю провожать.. по православной традиции.. Хочу я того или нет..
Хармс
5211.07.18, 07:56Відповідь на 50 від gred
Не зависимо от того.. принимаю я или нет.. во всех статистических данных меня в православные запишут.. по православным канонам похоронят.. крест православный на могиле поставят.. и заупокойную споют..
gred
5311.07.18, 11:28Відповідь на 52 від Хармс
Все верно, Вы же не назвались единоверцем и не сказали о том, что верите иначе.
Хармс
5411.07.18, 11:32Відповідь на 53 від gred
Я думаю вера.. это вещь индивидуальная.. Невозможно чтобы все верили одинаково.. испытывали одинаковые чувства.. думали одинаково..
gred
5511.07.18, 11:49Відповідь на 54 від Хармс
В православии, вера не индивидуальная вещь. Всякий православный исповедует догматы (основные догматы, их больше- тут нужно изучать догматику) изложенные в православном "Символе веры".
Кроме того, православная Церковь - это причастие Святых Христовых Тайн, Евхаристия (Евхаристическое общение).
Вот сами подумайте, как человек может называть себя христианином и не верить Христу?
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.
В остальном Вы правы, чувства у всех разные и думают все по своему, но при этом, человек определивший для себя православие истиной, не может искать истину в другом месте и не слушать Церковь.
Хармс
5611.07.18, 12:00Відповідь на 55 від gred
Не верить не Христу.. а некоторым "последователям" выдающим себя за последователей..
Каждый человек воспринимает мир по своему.. согласно своему опыту, восприятию.. Поэтому и виденье даже на догматы у него свои индивидуальные..
Искать истину необходимо везде.. ибо она (Истина) не ограничивается одной Церковью.. одним догматом.. одной правдой.. Бог вездесущ..
gred
5711.07.18, 12:07Відповідь на 56 від Хармс
Это называется откуда начали, туда и вернулись. Думайте что хотите, но не считайте себя при этом членом православной Церкви, это ложь самому себе. А если Вы назоветесь единоверцем другому православному или назоветесь православным другим людям, то это уже ложь этим людям.
Хармс
5811.07.18, 12:24Відповідь на 57 від gred
Так получается что если духовное лицо причащает меня.. освещает и проводит другие таинства непосредственно со мной или связанным со мной тоже лжец?.. Это не я называюсь.. а статистика меня причисляет и церковь.. Я больше чем уверен что 90% верующих.. если не больше.. подпадают под мои параметры.. Кругом лжецы.. Вспоминают про церковь лишь в праздники .. когда куличи и яйца несут святить..
gred
5911.07.18, 13:10Відповідь на 58 від Хармс
"Так получается что если духовное лицо причащает меня.. освещает и проводит другие таинства непосредственно со мной или связанным со мной тоже лжец"?.
Нет не получается. На Литургии всегда читается "Символ Веры" и если человек не согласен с ним и умолчал об этом то ложь уже на этом человеке. Так-же к Святому Причастию допускает священник после исповеди и если человек умолчал о своем несогласии, то ложь остается на этом человеке, что понятно. Священник не умеет читать мысли.
Кругом лжецы.. Вспоминают про церковь лишь в праздники .. когда куличи и яйца несут святить..
На это отвечу в следующем комментарии, тут не хватает места.
gred
6011.07.18, 13:15Відповідь на 58 від Хармс
"Кругом лжецы.. Вспоминают про церковь лишь в праздники .. когда куличи и яйца несут святить"..
Обвиняя других во лжи, Вы просто не понимаете значения Церковного праздника. А святой Амвросий Оптинский говорил, "Смотри в себя и будет с тебя".
Праздник, это не вера. "Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения".
Соответственно, если человек фактически не принадлежит Церкви, но идет в Церковь на праздник - значит, что цель праздника достигнута.