Про співтовариство

Живопись, графика, рисунки,скульптура,декор,народные промыслы...
Старые мастера и наши современники.
Тематические подборки живописи.
Ваше творчество.
Вид:
короткий
повний

ХУДОЖНИКИ

Вербное воскресенье глазами художников

9 апреля христиане празднуют одно из самых важных библейских событий — Вход Господень в Иерусалим. По словам всех четырёх евангелистов, в этот день Иисус Христос въехал в Священный город верхом на осле, что символизировало пожелание мира, а иудеи приняли Христа как Спасителя и устлали Его дорогу пальмовыми ветвями (у нас сюжет немного «адаптировали» и заменили пальму на ветви вербы).

У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.




Вячеслав Шварц. «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». 1865 год.

Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.


Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.


Михаил Нестеров «Вход Господень в Иерусалим»

Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»



Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917)

Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику (в этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру).

Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)

Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!

Павел Кучинский, соц-арт




Адам и Ева

Искусство может доставить нам эстетическое наслаждение идиллическими пейзажами и натюрмортами. Но для искусства нашего времени этого недостаточно. Оно должно заставлять думать, откликаться на общественные проблемы, поднимать социальные темы, даже бросать вызов многим убеждениям и стереотипам. Таким богатым арсеналом пестрит палитра талантливого польского художника Павла Кучинского.

Художник родился 8 декабря 1976 года. Рисовал с детства, но к жанру карикатуры Павел пришел только в 2006 году, а уже через 3 года получил всемирное признание.

Его работы отражают такие проблемы, как нищета, бедность, жестокость, экологические бедствия, тема войны и мира.



Быть или ...













«Пир Валтасара»

Суриков В.И. «Пир Валтасара»

Одно из увлечений живописца в годы ученичества – Античная история.

«Пир Валтасара» — первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии.
Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В историю вошло его знаменитое пиршество, когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в которых ему и его гостям подавали питьё и яства. В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин»*, что означало «исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков.

В первую очередь обращает на себя внимание композиция картины – многофигурный сюжет отличается стройностью и ритмом. Позже сам художник вспоминал, что в годы учёбы он значительную часть времени уделял именно композиции, за что и получил прозвище – «композитор».

В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Однако вся эта живая вакханалия с полуобнажёнными девами, пьяными гостями, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу. И вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, кувшины с вином опрокинуты, всё смолкло, а яркая молния, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока.

Многие искусствоведы склонны усматривать в этом полотне признаки академизма, но проявляющийся отпечаток темпераментного «суриковского» стиля уже можно различить.
Суриков отмечал, что наиболее интересующий его исторический период в те годы – это время, когда на развалинах великой Древней Римской империи, началось воцарение христианства, и эта работа только подтверждает этот трепетный интерес живописца.

*- "Мене, мене, текел, упарсин". Эти арам. слова (Дан 5:25-28) означают: "мина, мина, шекель (т.е. сикль) и полмины" (см. Меры длины, площади, объема и веса), в то время как слова "исчислено, исчислено, взвешено, разделено" (Дан 5:26-28) звучат по-арам. как ме-не, мене, текел, перес. Согл. гипотезе А.Альта, таинств. надпись на стене чертога царя Валтасара включала в себя названия четырех вышеназв. мер веса, однако, согл. тогдашнему обычаю, названия были сокращены до аббревиатуры: надпись состояла из четырех начальных букв этих слов. Этим и объясняется смущение цар. мудрецов, не сумевших прочитать надпись (Дан 5:8,15,16), поскольку они думали, что это целое слово. Даниил, правильно поняв названия весовых мер (Дан 5:25), затем, исходя из смысла корней этих слов ("считать", "взвешивать", "делить"), построил целые фразы (Дан 5:26-28), разгадав тем самым смысл надписи.

Большой формат изображения




Пир Валтасара - Василий Иванович Суриков. 1874. Холст, масло. 81х140

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.

Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.

Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.

Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,

и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,

но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.

И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.

Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;

Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;

Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.

В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,


и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.

(Дан.5:17-31)

Рембрандт


ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

ВАЛТАСАР


Полночный час уж наступал;
Весь Вавилон во мраке спал.
Дворец один сиял в огнях,
И шум не молк в его стенах.
Чертог царя горел как жар:
В нем пировал царь Валтасар, —
И чаши обходили круг
Сиявших златом царских слуг.
Шел говор: смел в хмелю холоп,
Разглаживался царский лоб, —
И сам он жадно пил вино.
Огнем вливалось в кровь оно.
Хвастливый дух в нем рос. Он пил
И дерзко божество хулил.
И чем наглей была хула,
Тем громче рабская хвала.
Сверкнувши взором, царь зовет
Раба и в храм Еговы шлет,
И раб несет к ногам царя
Златую утварь с алтаря.
И царь схватил святой сосуд.
«Вина!» Вино до края льют.
Его до дна он осушил
И с пеной у рта возгласил:
«Во прах, Егова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»
Лишь с уст сорвался дерзкий клик,
Вдруг трепет в грудь царя проник.
Кругом угас немолчный смех,
И страх и холод обнял всех.
В глуби чертога на стене
Рука явилась — вся в огне...
И пишет, пишет. Под перстом
Слова текут живым огнем.
Взор у царя и туп и дик,
Дрожат колени, бледен лик.
И нем, недвижим пышный круг
Блестящих златом царских слуг.
Призвали магов; но не мог
Никто прочесть горящих строк.
В ту ночь, как теплилась заря,
Рабы зарезали царя.

Греческий художник Николаос Гизис

1 марта 1842, Тинос - 4 января 1901, Мюнхен
Греческий художник, главный представитель греческого направления «Мюнхенской школы» XIX века, в основном, живший и работавший в Германии.
Николаос родился на острове Тинос, одном из островов греческого архипелага Киклады, расположенного в Эгейском море. Тинос всегда был богат мрамором и гранитом. Этим, наверное, объясняется большое число мраморщиков – самоучек, которые и сегодня участвуют в реставрационных работах на афинском Акрополе, и профессиональных скульпторов – уроженцев острова, среди которых известные мастера XIX-XX веков Гианнулис Халепас (1851-1938), Лазарос Сохос (1862-1911), Лазарос Фиталис (1831-1909) и Димитриос Филиппотис (1839-1919). Кстати, на Тиносе родился и художник Литрас Никифорос (1832-1904), который считается патриархом современной греческой живописи.
В 1850 году семья Гизис переехала жить в Афины, после получения начального образования Николаос стал изучать живопись в столице в Школе изобразительных искусств, где проучился с 1853 по 1864 год.
В 1865 году, выиграв стипендию на продолжение учебы, Гизис отправился в Германию, где поступил в Академию художеств в Мюнхене (1865-71).
В Германии художник провел практически всю свою жизнь. Несмотря на свою большую любовь к Греции и желание вернуться на родину, Николаос понимал, что там он не найдет таких условий для творчества, как в баварской столице.


Отречение Петра / Рембрандт

http://www.malerei-meisterwerke.de/images_large/rembrandt-harmensz.-van-rijn-apostel-petrus-verleugnet-christus-07972.jpg

Апостол Петр, отрекающийся от Христа
Рембрандт Харменс ван Рейн
http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_33.html

«Как мощный блок, охваченный широкими плоскостями шерстяного плаща, возвышается грузная фигура Петра. Твёрдо и тяжело обрамляет плащ сильное широкое лицо апостола с открытым лбом, прямым благородным носом, окладистой бородой и большими добрыми глазами. Как предназначенная для вечности статуя вырастает его фигура среди толпы грубых и жестоких людей: служанки и охранников... [ Читать дальше ]

Раненый ангел



Самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его как заметного явления в финской живописи.

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. Как и в других работах художника здесь царит меланхоличная атмосфера. На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с перевязанными глазами и кровоточащим крылом.

Один из мальчиков пристально глядит прямо на зрителя, и непонятно, то ли его взгляд означает сочувствие к раненому, то ли презрение. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале.

На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.

Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы, однако, известно, что во время написания картины художник был болен менингитом, а эта картина была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. В 1905—1906 гг. Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере и на одной из фресок воссоздал сюжет «Раненого ангела».

Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих художественных произведениях. Клип метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела»

Воскресные котики

Смотрю на картины Васи Сами Знаете Кого и тихонько ржу. Все так было и будет!

Картина под названием "Осень". Сэлфи, судя по термометру, недельной давности.


— Чем же все это окончится?— Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены?— Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

Хочу весну!


Лето, ах лето!

Взято

Портрет мужчины (Гумилёв)



Портрет молодого человека. ЛУВР / Франчабиджо (настоящее имя Франческо ди Кристофано Биджи), (Franciabigio, Francesco di Cristofano Bigi) (1484 — 1525).

Его глаза — подземные озёра,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.

Его уста — пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки — бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий —
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он — на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.