Что такое «штрафная рюмка»? В 4-5
в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств
и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие
опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что
опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.
«100 фронтовых». Их во время
Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда
советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов
распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве
согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22
августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
Тост за здоровье. Еще при Иване
Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и
снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях.
Теперь понятно, почему «за здоровье».
На троих. В советские времена
мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь.
Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача
на сырок «Дружба» еще останется.
Гранёный стакан. В XVII веке
такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...
Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры
Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру
Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой
высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.
В ящике водки 20 бутылок. В
допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в
России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная
бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании
этих мер велась торговая документация..
Пустую бутылку нельзя ставить на
стол. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся
из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты
не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет –
пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков
и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.
Посошок на дорожку.
Издавна
на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не
любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от
безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по
святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед
началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые
твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного
места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах,
и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие
случаи.
Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им
сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку
останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась
чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала
дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями
удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной
обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»... и другие с таким же смыслом.
Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний
утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был
добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив
несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку».
После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело
сделано.
Стременная.
Это очень давний
обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного
похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет
шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту
последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок).
Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок)
выпита, ее воин отдает стременному.
Закурганная
Осушить
закурганную чарку — обычай казачий, степной.
В старину казачьи станицы
ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были
древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные
костры, которые зажигались в случае опасности.
За курганами начиналась
беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято
провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как
судьба с ними обойдется…
Эта обязанность — провожать «за курганы» —
принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного
казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали
сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было
почета и уважения уезжавшим.
Наконец, останавливались там, где в таких
случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок)
пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно
всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только
встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания
удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго
смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…
И на посошок, и стременная, и
закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись,
так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей. с нета