Про співтовариство

Целью сообщества является обмен опытом в области ландшафтного дизйна, садоводства, цветоводства.

На страницах сообщества можно дать и получить практические советы по обустройству приусадебного участка, сада, дорожек, газонов, цветников, декоративных водомов, водопадов, каменистых горок, других элементов садово-паркового дизайна, а также дать и получить практические советы по уходу за садом: особенности выращивания растений, болезни, вредители, селекция новых сортов.
Также возможен обмен идеями оформления тех или иных уголков сада в виде фото собстевнных работ.
Вид:
короткий
повний

***САД ГАРМОНИИ***

Кто любит шашлык или огонь в камине

Мы расчистили сад, и у нас куча дерева , нам не нужного. Яблоня и верба. Отдам за тортик .


ТОП 10 самых необычных растений

Интересное о растениях 

Привет друзья!!!

Продолжая рубрику "Интересное о растениях" предлагаю дальше познакомиться с самыми невероятными растениями на Земле. Это хит-парад посвящен растениям-экстремалам, которые используют самые невероятные (порой даже жестокие) для выживания. Итак:

10 место: Самое аскетичное растение. Вельвичия — растет на юге Африки, в пустыне Намибии. Листья этого растения закручиваются тюрбаном вокруг себя самих. Так как в Намибии почти никогда не идут дожди, вельвичия использует свои листья для поглощения влаги... из туманов, прилетающих с Атлантики, а затем капля по капле передает ее корням.

 

9 место: Лютики. По мнению народа, эта трава обладает суровым характером – отсюда и название. Этот цветок - самый высокогорный Европы - встречается на высоте до 4 300 метров над уровнем моря. Лютики Ranunculus lobatus находили на высоте до 6 400 метров над уровнем моря.

 

8 место: Самое древнее ныне растущее дерево – это гинко, произрастающий в китайской провинции Чжэцзян. Этот вид возник еще в юрский период, около 160 млн лет назад. В Японии гинко называется «Серебряным абрикосом».

 

7 место: Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике и штате Аризона. Он легко достигает высоты в 15 метров, а весит от 6 до 10 тонн. В цветке сагуаро- 3500 тычинок, которые настолько большие, что мелкие птица вьют иногда там гнезда.

 

6 место: Ива арктическая — самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10 см. от земли. Таким образом ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.

 

5 место: Самое романтическое растение – Эдельвейс. На самом деле речь идет не об одном цветке, а группе нескольких крошечных цветочков, собранных вместе. Эдельвейсы очень хорошо защищены от холода, могут произрастать не только на скалах, но и в долинах.

 

4 место: Самое крупное хищное растение, способное переваривать самую крупную добычу относится к семейству непентовых. Лягушки, птицы и даже крысы попадаются в его ловушки и перевариваются с помощью ферментов. Растет в тропических лесах Азии, на о. Борнео и Индонезии.

 

3 место: Самое вонючее в мире растение – аморфофаллус. Он растет в тропических лесах и пахнет гниющей рыбой. Весь остров Суматра буквально пропах этим запахом.

 

2 место: Самое опасное жалящее растение – Новозеландское крапивное дерево. Оно может убить собаку и даже лошадь, впрыскивая им под шкуру смесь сильных ядов. Тонкие жгучие волоски на листьях содержат гистамин и муравьиную кислоту.

 

1 место: Орхидеи. Семейство этих растений – одно из самых многочисленных в мире. Оно насчитывает более 25 тысяч видов, большинство из которых растет на деревьях, но, в отличие от растений-паразитов, использует их только как опору. Это растение на удивление неприхотливо, а при цветении не вызывает аллергии. На Гавайских островах в Тихом океане орхидеи настолько расплодились, что фраза "Взвесьте четверть фунта орхидей" является вполне обычной. Рассказывали, что Патриция Аркетт, будучи невестой известного актера Николаса Кейджа, потребовала к свадьбе черную орхидею, автограф Сэлинджера и подвенечное платье из Тибета. Автограф Сэлинджера, по счастью, как раз продавался на одном из аукционов, за платьем пришлось слетать в Тибет. А получил черную орхидею Кейдж получил проще простого: он просто покрасил цветок черной краской.

Букеты

Слово «букет» — французского происхождения, в буквальном переводе оно означает «красиво собранная группа цветов». Индусы в древности считали, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а ради того, чтобы одаривать ими любимых. И для этого они должны быть выращены в собственном саду, так как одаривать ближних цветами, выращенными другими людьми, и неэтично, и неэстетично. Очень мудрая и правильная мысль: действительно, украсить землю цветами — значит, украсить ее любовью.

 В древнем мире, в Греции, Риме, да и у нас на Руси, букетов не делали, а плели венки на голову или гирлянды для украшения жилищ. В Индии и в настоящее время цветочные гирлянды надевают на шею почетному гостю.

Как форма цветочного украшения букет появился в Европе в XIV-XV веках, а в Японии значительно раньше. Составители букетов в прошлом не знали правил и принципов построения букета. Они не пытались делать аранжировку, а просто ставили цветы в вазу. Первые правила составления букетов четыре столетия назад появились во Франции. В этих правилах рекомендовалось отсекать венчики от стеблей, со всевозможными кружевцами накалывать их на проволоку и поливать благовонными маслами, запрещалось употреблять в букете желтые цветы, потому что они символизировали разлуку, измену или ненависть.

В букетах цветы укладывали плотно один к другому. В середину подбирали головки одной окраски, а затем располагали кругами цветы других колеров. Такой букет обрамляли накрахмаленными кружевами или вставляли в фарфоровый футляр, имеющий форму тарелки с ручкой снизу.

Из Франции «искусство составления букетов» перешло в Англию, но лишь в 1900 году цветоводы перестали отсекать у цветов стебли, отказались от накалывания венчиков на проволоку, отвергли кружевные ленты, заменив их естественными листьями и стеблями.

В быт богатых людей прочно вошли пышные, многоцветные, красочные букеты в дорогих вазах. Постепенно сложился обычай дарить цветы. В XIX веке сформировались стили подарочных букетов «Виктория», «Помпадур», «Бидермеер». В них использовали контрастные сочетания ярких цветов, сочную зелень. В конце XIX — начале XX веков букеты становятся более спокойными, утонченными.

8 самых странных растений в мире

Интересное о растениях

Раффлезия Арнольди (Rafflesia arnoldii ) - паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами, но полностью лишенное листьев, стебля и корней.

Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 кг.

 Гиднора африканская (Hydnora africana) - насекомоядный цветок, растущий в пустынях Южной Африки.

 

  Аронник обыкновенный (Dracunculus vulgaris) - растение до 90 см высотой, листья достигают 20 см в длину.

Черешки листьев и мясистые стебли - с коричневыми пятнами, что придает им вид змеиной кожи. На верхушке каждого стебля с начале лета появляется соцветие. Покрывало с волнистым краем достигает в длину 45 см. Снаружи оно бледно-зеленое, изнутри - пурпурно-багровое. Темно-пурпурный початок такой же длины, как покрывало.

 

 

Аморфофаллус (Amorphophallus) (с латыни его название

переводится как "бесформенный пенис")относится к семейству лилий. Его цветы представляют собой рассеченные посередине огромные листья, из которых выходит крупный початок. Аромат аморфофаллуса обычно сравнивают с запахом тухлых яиц, испорченной рыбы или мяса, однако он привлекает насекомых, опыляющих растение. Аморфофаллус был открыт флорентийским ученым в 1878 году на Суматре.

Растение живет около 40 лет и за это время цветет лишь пару раз.

 

 Воллемия (Wollemia nobilis)

В августе 1994 г. Д.Нобл (D.Noble; Служба национальных парков и дикой природы Нового Южного Уэльса, Австралия) забрался в один из самых диких уголков Национального парка "Воллеми", где обнаружил несколько странных деревьев. Самое высокое из них со стволом метрового диаметра достигало 35 м. Стволы были покрыты шоколадно-коричневой губчатой корой, похожей на пузырьки шоколада, а ветви - густо усажены крупными широкими хвоинками, причем молодые хвоинки были заметно ярче старых.

Этот вид реликтовых хвойных растений получил название Воллемия Нобилис - по именам парка и первооткрывателя.

Воллемия - настоящее "живое ископаемое"; ее ближайшие родственники известны по окаменелостям времен юрского и мелового периодов (200 - 65 млн лет назад).

Популяция крайне мала: известно всего 23 взрослых дерева (самому старому около 400 лет).

 

 

Вельвичия (Welwitschia mirabilis) - растение, открытое в 1860 году португальским ботаником Фридрихом Вельвичем в каменистых пустынях тропической Южной Африки. 

Ствол растения лишь немного выступает над поверхностью почвы, а листьев всего два: они расстилаются по земле и бывают длиною в 1 метр, а шириною в 20 см.

В углах листьев появляются разветвленные соцветия, несущиена концах ветвей шишковидные колосья. Шишки продолговатой или веретенообразнойформы состоят из 70 - 90 чешуй, в пазухах которых находится по одному цветку.

Предполагаемая продолжительность жизни вельвичии варьируется от 400 до 1500 лет.

 

 

Дракея (Drakaea glyptodon) - орхидея, которая произрастают в Австралии и распускается строго в те 6 недель, что вылупляется и живет самец определенного вида осы, который и опыляет это растение.

 

 

 Вольфия (Wolffia angusta) - субтропическое растение, водится в Северной и Западной Африке, Азии, Америке. Всего на Земле насчитывается 17 видов вольфии.

Вольфия состоит из шаровидно-овального стебелька 0,3-2,0 мм в диаметре, листьев и корней нет. Эти шарики свободно плавают на поверхности воды, потребляя растворенные в ней питательные вещества.

Цветет вольфия очень редко и ее цветы, величиной сбулавочную головку, являются самыми

маленькими в мире.

Выгонка луковичных растений

ВНИМАНИЕ!!!!!!!

Сообщество возрождается!!!!

Приглашаем ВСЕХ любителей растений: садоводов, цветоводов, почитателей природы....

Тем, кому надоело бело-серо-черное цветовое сочетание за окном. Кто любит возиться с растениями и получает от этого массу удовольствия и вдохновения. Предлагаю помечтать о весне и приблизить ее вырастив на подоконнике ее неизменных спутников - луковичные растения: гиацинты, нарциссы, тюльпаны и пр.

ПРИБЛИЖАЕМ ВЕСНУ САМИ.

ВЫГОНКА  ЛУКОВИЧНЫХ  РАСТЕНИЙ

Выгонка - это приемы воздействия на растения, которым поддаются только раннецветущие сорта, имеющие самый короткий период покоя. Бывает ранняя выгонка - растения зацветают в декабре, средняя выгонка - в январе-феврале и поздняя выгонка растений - в марте-апреле. Обеспечивая растения достаточным количеством тепла, света, необходимой влажностью субстрата и воздуха создают обстановку для цветения задолго до прихода весны. К Новому году получить цветущие растения очень трудно - световой день короткий, а период покоя еще не завершился. Гораздо легче этот процесс проходит весной. Самый доступный прием, ускоряющий выгонку растений - полив 3-4 раза в день и опрыскивание теплой водой (32-35 С) до начала окрашивания бутонов.

Для выведения из состояния покоя применяют тепловые и паровые ванны. Воду подогревают до температуры 32-35 С, затем опускают в нее корневища растения на 12-15 часов. Паровые ванны проводят в герметических камерах при температуре (30-35 С) в течение 12-14 часов. Для ускорения цветения включают утром и вечером по 4 часа лампы дневного света на расстоянии 80-95 см от растения.

Выгоняют такие луковичные растения, как гиппеаструмы, лилии, гиацинты, нарциссы, подснежники, пролески, тюльпаны, крокусы, ландыши. Особенности технологии выгонки могут различаться для каждого конкретного вида растений.

Посадка луковичных в грунт

В Украине одними из первых высаживают нарциссы, примерно с 20 августа по 1 сентября. Если их высадить позже, вместе с тюльпанами, у них не успеет развиться корневая система, а значит, они хуже перезимуют.

В конце августа - начале сентября высаживают мелколуковичные (крокусы, мускари, сциллы). В начале сентября - гиацинты.Тюльпаны высаживаются самыми последними из луковичных примерно 15-20 сентября по 10-15 октября. Оптимальное время для посадки лилий - середина - конец августа.

Цветение Сакуры


*Сад Гармонии*


 приглашаю на >>> ЦветениеСакуры <<<





Сад Камней

Специально для нового сообщества дублирую своюзаметку,тем более.что она  очень созвучна названию  сообщества...




Приглашаю Вас
на прогулку в японский сад камней
... Спасибо Инету, что дарит нам такую возможность





Парки и сады Японии отражают многие стороны национального характера и
рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а
на побуждение человека к созерцанию.

Согласно дзэн, внешнее малосущественно, главное находится внутри.
Таким образом, главная цель архитектуры садов и парков Японии - вызывать у
человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном.
Аскетизм дзэн основывается на уважении к природе.
Причем это не подавление  личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы.
 Аскетизм  дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь —
интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях.

Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически
невозможно.

 Интуитивное постижение истины возможно только при просветлении. Образ-символ помогает поэтическому способу мышления дзэн  интуитивно постичь истину.
Такой способ мышления определил структуру японских садов, которые в этот период стали лаконичным и
концентрированным выражением мироздания.
Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды а является второстепенной по сравнению с
тем, что они символизируют.




Японская традиция создания "эзотерических" садов, ставших впоследствии
идеальными источниками медитативной релаксации, ведёт свой отсчёт
примерно с 10-12 века нашей эры и достигает своей вершины уже к 14-16
векам.


Тысяч посетителей ежегодно приезжают в сад Храма Рюондзю в Киото. (первая фотка )

В отличие от своих западных коллег, японские садоводы изначально
руководствовались не отвлечёнными соображениями об идеальном саде, а
вполне чётко очерченными концепциями дзен-буддизма, хорошо известного
своим пристальным вниманием к человеческой психике.

Притом, что общие принципы построения японского сада давно и


хорошо изучены специалистами, механизм их непревзойдённого
психотерапевтического воздействия до сих пор оставался загадкой.

Действительно, композиция всегда составляется из нечётного количества
камней: "три-два-два" или "два-три-два". Группы камней всегда образуют
как минимум один треугольник. Если треугольников больше, то они всегда
имеют общую вершину. Здесь всё понятно. Но медитации здесь причём?


Загадку, похоже, удалось разгадать группе исследователей из Киото — древней столицы феодальной Японии.



Компьютерному анализу был подвергнут сад камней Храма Рюондзю в Киото:
один из самых знаменитых и загадочных архитектурных комплексов этого
рода, созданный между четырнадцатым и шестнадцатым веками неизвестным
мастером и ежегодно посещаемый сотнями тысяч туристов.

Гипотезы относительно смысла, вложенного архитектором в своё творение,
высказывались самые разные. Кто-то полагал, что абстрактный рисунок
должен изображать тигрицу, переплывающую море со своими детёнышами.
Кому-то виделись китайские иероглифы, означающие слово "сердце".

В этот раз учёные, вооружённые мощным компьютером, кажется, расставили
всё по своим местам. Проанализировав расположение камней, машина
обнаружила, что внешне хаотичная мозаика каменных глыб образует
рисунок... кроны дерева.

Рисунок этот не виден глазу, но прекрасно воздействует на подсознание,
вызывая ощущение единения с природой. Но лишь при условии, что
наблюдатель смотрит на сад с нужной точки.

Рисунок, образуемый линиями, действительно напоминает крону дерева.


Крона, как видно на фотографии, представляет собой нечто близкое к
фрактальной структуре, хорошо известной читающей публике: буддистский
мастер расположил камни вдоль невидимых линий так, что их "точки
бифуркации" лежат в точности в центре треугольника, образованного
каждой из групп трёх отдельно взятых камней.


Для того чтобы проверить свою догадку, исследователи пытались
произвольным образом изменять положение камней, но каждый раз видели,
что чётко выверенный рисунок дерева неизменно разрушался.


По мнению Герта Ван Тондера (Gert Van Tonder), Майкла Лайонза (Michael
Lyons) и Йосимити Эидзима (Yoshimichi Ejima), занимавшихся
исследованием сада, именно этот скрытый от неподготовленного глаза
рисунок является главной причиной необычного целительного эффекта,
оказываемого творением неизвестного мастера на психику современного
человека.





А это пример "мокрого" японского сада камней, где присутствует вода.....:




С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали
символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась
гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда,
повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали
девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.

В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и
камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а
камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное
противостояние и неразрывное единство являются основой существования
мира.





Японцы не равнодушны к камням.Основой любого японского сада являются
камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран.
Можно сказать. что в Японии существует культ камня: найдя интересный
камень, его бережно несут или везут домой и укладыываеют у своего дома
или террасы.


Газон в вашем саду

История газона.

Период до газонокосилки. В исторических описаниях упоминаются газоны, существовавшие в садах персов, греков и римлян еще до Рождества Христова, хотя конкретных свидетельств этому крайне мало. Самый ранний рисунок газона обнаружен в одной из рукописей европейского происхождения, датируемой периодом между 14-16 вв. Сочинение 'Достоинства загородной жизни (The Advantages of Country Living) приводит правила создания газона. 

Участок очищали от сорных трав и корней многолетних сорняков и поливали кипятком. Затем на выровненную почву укладывали срезанный на лугу дерн. В 'Романе о Розе' (The Romance of the Rose) описан средневековый газон. Из этой знаменитой книги, а также из других источников мы знаем, что в те времена газон засевали не только травами, а выращивали цветущий луг с гвоздиками, барвинком, первоцветами и многими другими низкорослыми растениями. 

Другим предком современного газона был внутренний монастырский садик. В тюдоровские и елизаветинские времена (15-17 вв.) вошли в моду сады. Вокруг усадеб и загородных дворцов между клумбами с цветами прокладывали длинные травяные дорожки, устраивали большие площадки для игры в кегли, а также других игр, и засевали травой холмы, с которых открывался вид на великолепие богатых усадеб.

Газоны делали не только из трав: достоверно известно, что покрытие газона часто устраивали из ромашки. В книгах того времени на сей счет приводились соответствующие рекомендации; шекспировский Фальстаф отмечал, что 'чем более ходишь по ней, тем быстрее она растет'; известно также, что сэр У. Дрейк играл в кегли на ромашковой лужайке в тот момент, когда Испанская Армада уже была готова к бою. Так возник английский газон, но по качеству он ничем не отличался от лужаек по другую сторону Ла-Манша. 

В начале 19 в. с наступлением индустриальной революции и появлением бесчисленных маленьких садиков при коттеджах сады изменились: в них стали разбивать клумбы, устраивать террасы и устанавливать статуи. Газон стал меньше - выкашивать его было так сложно, что он вовсе исчез бы из небольших садов, если бы не изобретение скромного бригадира текстильной фабрики в г. Страуд.  На дворе стоял 1830 г., а звали изобретателя Эдвин Баддинг (Edwin Budding)... После изобретения газонокосилки. Баддинг изобрел цилиндрическую газонокосилку, видоизменив машину, которая подравнивала края рулонов с тканью на текстильной фабрике, на которой он работал.  До изобретения Баддинга рост травы сдерживали разными способами. В Средние века, чтобы приостановить ее рост, траву топтали и били по ней палками. В 18 в. в пейзажных садах крупных загородных поместий на лужайках пасли овец и коров. Однако чаще всего траву выкашивали косой.  С изобретением газонокосилки выкашивать газон косой почти перестали. После 1830 г. появлялись все новые идеи относительно конструкции косилки, регистрировались патенты и предлагались усовершенствования уже существующих типов машины. В 1860-е гг. в Британии появилась американская газонокосилка со спиралевидным ножом, а вместе с ней – «революционная» идея о том, что обрезки травы нужно оставлять на газоне, потому что они «помогут сохранить траву свежей и яркой даже в самое жаркое лето и никоим образом не испортят вид газона». 

Помимо газонокосилки, в викторианские времена появилось много других приспособлений по уходу за газоном: приспособление для обрезки краев и грабли на колесах, заплечный опрыскиватель, но самое важное - резиновый шланг, который изготавливала компания «Гуттаперча». 

Вид газонного покрытия зависит от того, какими травами засеян газон, и даже самые ранние руководства предостерегали от использования для газона обычных широколистных трав. «Самый хороший дерн (для газона) берут с тощих лугов» - писал в 1665 г Джон Ри Удивительно поэтому, что выведением особых сортов газонной травы начали заниматься довольно поздно. Первые опыты относились к 1885 г., когда американские исследователи доказали, что самые подходящие травы для партерного газона - овсяница и полевица 

В последние годы появилось много новых изобретений, касающихся подкормки, борьбы с сорняками и болезнями, приспособлений для изготовления газона и т. п., и судя по всему, поток новых товаров прекратится не скоро.

Травяной газон

Декоративный травяной газон - это ковер, на котором любые декоративные цветы, кустарники и деревья выглядят эффектнее. Газоны располагают обычно в парадной части сада. Чтобы получить бархатистую, однородную по окраске зелень газоны засевают злаковыми травами с мелкими нежными листьями, расположенными в нижней части куста, быстро отрастающими после стрижки. Вы можете засеять газон семенами или уложить на нем дерн. Выбирать между этими двумя типами травяного покрытия приходится только один раз за все время существования сада, поэтому прежде чем принять решение, тщательно взвесьте преимущества и недостатки этих способов получения травяного покрытия. 

В наши дни продолжают появляться новые виды посадочного материала - теперь есть возможность приобрести сеяный дерн в рулонах, который раскатывается, как ковер. Посев семян - самый дешевый способ создания газона Экономятся не только деньги, но и силы: не нужно таскать и укладывать тяжелые дернины. Кроме того, сеять можно в любой удобный для вас день - в отличие от дерна, семена долго не портятся и можно подождать подходящей погоды несколько дней и даже недель. 

Настилка обычного дерна - самый быстрый из принятых способов создания газона. Всего за несколько недель получается вполне сложившийся, готовый к использованию газон, которому не угрожают напасти, подстерегающие молодые всходы: черная ножка, птицы, кошки и однолетние сорняки. Нет необходимости тщательно рыхлить почву; настилают дерн осенью, когда в саду наступает затишье. Дерн моментально оформляет голый участок, при этом границы нового газона оказываются выражены очень четко.

Газону можно придать любую форму, какую вы хотите - делайте так, как вам нравится. Хорошо спланированный газон должен быть не только красивым, но и легким в уходе; если газон на вид красивый, но стричь его - сущая мука, значит, он плохо спланирован. Традиционно газону придают форму квадрата или прямоугольника. Избегайте небольших и сложных изгибов или острых углов. Поверхность не обязательно должна быть горизонтальной - небольшой уклон (примерно 1 см на метр) вполне допустим. 

Все участки газона должны какую-то часть дня освещаться солнцем: сильное затенение неминуемо вызовет проблемы. Если на газоне есть участок с плохим дренажем, разбейте там клумбу с влаголюбивыми растениями.  Вокруг всего газона следует устроить специальный бордюр из незасеянной травой почвы, кирпича или плитки, чтобы травы не подходили вплотную к стенам, заборам, деревьям или приподнятым дорожкам. Устройство бордюра означает дополнительную работу, зато Ваш газон будет выглядеть аккуратнее.  Дорожки не должны подходить непосредственно к газону. Постарайтесь проложить дорожку вдоль одной из сторон газона. Поверхность дорожки должна находиться ниже уровня газона. Там, где по газону чаще всего ходят, нужно положить плоские камни или отлитые из бетона крупные следы. Такая тропинка выглядит очень эффектно. 

Луговой газон.

Лугом называют участок, полностью или преимущественно заросший травами с относительно жесткими стеблями. Так же, как газон, луг не выносит сильного вытаптывания, но зато выкашивать его можно достаточно редко - раз в месяц или даже реже. Преимущества лугового газона по сравнению с обычным газоном очевидны: прежде всего, его не нужно раз в неделю стричь. Кроме того, если расположить лужок в подходящем месте, то выглядит он естественнее, а иногда и более привлекательно, чем коротко стриженный газон.

 Правда, устроить его можно не везде. Например, перед домом он будет неуместен, кроме разве что в густой тени под деревом. Для лужка можно отвести дальнюю часть большого газона и посадить там луковичные растения, не требующие ежегодного выкапывания, а начинать выкашивать там траву уже после того, как отомрут листья луковичных. Однако лучшее место для лужка с дикорастущими травами - в большом саду: ближе к дому там можно устроить обычный газон, а подальше от глаз - лужок или подобие парка. Если различия между газоном и лужком очевидны, то отличить лужок от мавританского газона с дикорастущими цветами не так легко. Конечно, всякий луг летом цветет, но все-таки разница между двумя типами луговины есть. На лужке цветут дикорастущие растения, которые никто специально не высевает и не высаживает. Поскольку луговину выкашивают редко, между цветами успевают вырасти сорные растения: чертополох, щавель и крапива, которые не выдержали бы регулярной стрижки. Из-за этих сорняков лужок выглядит неопрятным, но если на лугу с сорняками можно бороться с помощью химических средств, то на мавританском газоне гербициды применять нельзя. 

Мавританский газон.

В средневековье «цветущий лужок» занимал в саду основное место, но впоследствии, когда газон, клумбу и бордюр стало принято выделять в отдельные зоны, он вышел из моды. В последние годы интерес к мавританскому газону - площадке, засеянной низкорослыми узколистными травами и полевыми цветами, - возрос. Это вызвано рядом причин. Основная причина в том, что возрос наш интерес к окружающей среде. Маков, васильков, ромашек и прочих цветов сейчас уже не так много, как раньше, потому что города растут, а в сельском хозяйстве применяют современные технологии. Поэтому мавританский газон можно считать способом восстановить некоторый баланс в природе, пусть и на крохотном участке земли. Другой причиной возвращения мавританского газона является возможность стричь его не с удручающей регулярностью, а от случая к случаю, а третьей - то, что мавританский газон часто показывают по телевидению, на сельскохозяйственных выставках и помещают фотографии цветущего газона в журналах. 

Хотим вас предупредить: не стоит превращать в мавританский газон весь сад, если только вы не активист экологического движения - большую часть года такой газон выглядит неухоженным. Устройте его на заднем плане обычного газона; он и здесь будет выглядеть красивым, а ухаживать за ним будет несложно, если для него правильно подготовить почву, подобрать подходящую травосмесь, выбрать из земли корни многолетних сорняков и стричь подходящими для этой цели приспособлениями . Подходите к идее создания мавританского газона с пониманием того, что сделать его не очень легко, и что временами он будет иметь такой же неухоженный вид, как любой дикий, лишь изредка выкашиваемый лужок. 

Осознав это, вы сможете превратить непригодный для выращивания других растений участок сада с бедной почвой в цветущий луг, которым будете любоваться вы сами и ваши гости, и который оценят животные и насекомые. 

Лужайка с нетравяным покрытием.

Обычно словом «газон» называют заросшую травой площадку, которую регулярно стригут и которая до известной степени выдерживает вытаптывание. Однако газон можно вырастить не только из трав, но и из других растений. Если вы хотите отличаться от соседей и на вашем участке хорошо дренированная почва, вы можете устроить нетравяной газон. Такие газоны могут казаться непривычными, но существуют они уже давно. В елизаветинские времена (вторая половина 16 в.) был популярен ромашковый газон, и в течение многих десятилетий избранная публика на званых приемах восхищалась ромашковыми лужайками вокруг Букингемского дворца. 

Хвалебные статьи о лужайках из тимьяна, или богородской травы, и ромашки несколько преувеличивают их достоинства. Несомненным их достоинством является красочность во время цветения и аромат, который особенно сильно ощущается, когда идешь по такому газону. Но у них есть и серьезные недостатки: поверхность газона из низкорослых растений все-таки не такая ровная, как поверхность стриженой травы, а зимой листья таких растений буреют. Поддерживать поверхность нетравяного газона ровной и плотной непросто, но самый существенный недостаток - то, что такой газон нельзя обрабатывать химическими препаратами для борьбы с сорняками без риска нанести вред образующим его растениям. 

Вероятно, самое разумное решение - устроить нетравяной газон в стороне от основного травяного; его придется оградить дорожками, стенками и т. п., поскольку края на таком газоне невозможно сделать ровными. Чрезвычайно важно, чтобы почва на предназначенном для газона участке была свободна от сорняков и травы, так что нужно выдержать его под паром или обработать глифосатом (раундапом), прежде чем засевать или засаживать газон не нужно или требуется лишь изредка (ножи роторной газонокосилки устанавливают на-высоту 5 см), но полоть его довольно утомительно,поскольку это можно делать только вручную. 

Газоны засаживают не только тимьяном и ромашкой, но и другими растениями, в основном хорошо знакомыми всем сорняками или их близкими родственниками - тысячелистником, мшанкой, вероникой, клевером и мхами. 

Жесткое покрытие.

В большинстве ситуаций газон выглядит гораздо привлекательнее площадки с жестким покрытием. Летом на его мягкой и ровной травке так хорошо лежать, играть, или просто ею любоваться! Конечно, с весны до осени газон нужно регулярно стричь, но это не такая уж высокая цена за удовольствие, которое он доставляет. Единственная ситуация, когда стоит всерьез подумать о возможности заменить газон жестким покрытием - это небольшая площадка перед домом, где трава обычно растет плохо. Во-первых, там всегда бывает тень от дома или соседних домов, поэтому обычно разрастаются мхи и трава бывает редкой. Во-вторых, если возле дома нет гаража, где можно было бы хранить газонокосилку, ее бывает трудно туда носить.

Мощеная камнем или покрытая гравием дорожка может выглядеть привлекательно, но представьте себе удручающую картину участка, полностью покрытого подобным материалом. Подбирайте материалы, гармонирующие по фактуре и цвету с домом. 

Почвопокровные растения.

Между почвопокроввыми растениями и растениями, которые обычно высаживают на нетравяном газоне (например, ромашкой и тимьяном), есть одно существенное различие. Почвопокровные растения не выдерживают вытаптывания, поэтому их можно сажать только в тех местах, где никто не ходит. Можно подумать, что из-за этого почвопокровные растения не так удобно использовать в саду, как нетравянистые газонные растения, но в действительности все оказывается наоборот. Некоторые почвопокровные растения очень буйно растут и, разрастаясь, подавляют практически все сорняки, при этом почти либо вовсе не требуя ухода. К тому же выбор почвопокровных растений гораздо шире: от прижимающихся к земле лиственных стланцев до хвойных растений с дуговидными ветвями высотой в половину человеческого роста. 

По правде говоря, нетравянистые растения образуют трудоемкие и недолговечные газонные покрытия, в то время как почвопокровные растения являются неотъемлемой частью множества садов, в которых они покрывают живым ковром такие участки сада, где трава плохо растет или где ее трудно стричь - например, под лиственными деревьями или на откосах. Многие из таких растений растут компактно, но некоторые из них буйно разрастаются, и на ограниченной площади им становится тесно. Такие быстро разрастающиеся почвопокровные растения оказываются «палочкой-выручалочкой», когда бывает нужно закрыть большой склон. Укоренившиеся почвопокровные растения обходятся без большого ухода, но молодые растения требуют внимания. 

Исторические стили садов

 

Первое упоминание и понятие сада дает нам Библия в описании Эдемского сада, как места, где растут необычайной красоты и урожайности растения.

 

Первые сады, существование которых подтверждено археологами, считаются Висячие сады Семирамиды, существовавшие в Древнем Вавилоне. Свое название эти сады получили из-за необычной иллюзии, которая создавалась когда на них смотрели с расстояния нескольких десятков километров - казалось, что сады парят над городом. Секрет заключался в том, что сады были разбиты на плоских крышах зданий с колоннами.

 

В Древнем Египте (как и во всех остальных странах древней Африки и Азии) сады разбивали преимущественно рядом с дворцами правителей и местной знати. Это объясняется отсутствием достаточного количества воды для их обслуживания и дорогостоящим процессом ее доставки в оросительные каналы. Основным  функциональным предназначением таких садов было выращивание плодовых растений, пряных и лекарственных трав. Для садов Египта характерны правильные формы, симметрия, четкие границы посадок и сада вцелом.

 

Историчесткие факты говорят нам, что в Древней Греции сады и палисадники разбивались как возле дворцов, так и возле домов и хижит обычных граждан. В таких садах обычно выращивались плодовые деревья, пряные, лекарственные и злаковые травы. Цветам древние греки отводили особые места – места поклонения богам. У каждого бога был свой цветок и легенда, объясняющая почему именно это растение является символом этого бога.

 

 

Регулярный стиль

(др. названия: формальный, геометрический, дворцовый, французский стиль)

 

Основателем стиля считают Андре ЛеНотра www.artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21238

Чертами стиля являются:

- масштабность всех зон сада, поскольку сад или парк рассчитан на большое количество людей одновременно пребывающих в нем;

- строгая геометрия планировки, что придает саду подчеркнутую торжественность;

- обязательно соблюдение строгой симметрии во всех элементах сада;

- основой регулярного сада является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности отводится подчеркивающая роль творения рук человеческих. В таких садах растительный материал рассматривается как неподвижный и не изменяющийся не только по форма, но и по цвету;

- постоянство формы растений поддерживается их стрижкой или специальным набором растений мало меняющихся по форме и цвету;

- в группировке растительного материала используются такие приемы как аллеи, перголы, беседки, трильяжи, композиции с использованием фигурной стрижки, живые изгороди бордюры, цветники, партеры;

- если используются малые архитектурные формы, то только величественного и помпезного характера;

- рукотворственностью создания сада подчеркивается торжество человека над природой.

 

 

Природный пейзажный стиль (английский сад)

 

Стиль возник в Англии в противовес регулярному стилю Франции. Все черты этого сада являются противоположностью дворцового стиля:

- максимальное приближение к естественности, тщательно скрытая рукотворность;

- обязательно наличие газона или луга, использование приемов (ландшафтные картины) подчеркивающих их красоту;

- создание альпийских или высокогорных ландшафтов (альпинарии, каменистые горки) на естественных склонах и откосах, возвышенностях и обрывах, где альпийский ландшафт как бы вписывается в общий ландшафт;

- появляются сады, посвященные моно культуре – сада розовой сирени, жасмина, ириса, флокса.

 

Экологический стиль (американский сад)

Стиль появился на основе природного пейзажного стиля под воздействием натуралистических веяний 70-х г.г. 20 столетия.

Основные черты стиля:

- подбор и посадка растений с ориентацией на окружающий ландшафт и климат местности;

- соблюдение пропорциональности в подборе количества архитектурных форм в строениях и растительных композиций;

- отказ от экзотов либо их применение в ограниченном количестве, основой сада являются местные виды флоры;

- посадка растений производится плотными группами, которые смыкаются в сплошной надпочвенный покров, что препятствует испарению влаги и распространению сорняков;

- это сад минимального ухода, все растения должны позаботится о себе сами.

 

 

Стиль «Кантри» (сельский сад)

 

Суть стиля – отразить особенности сельской местности. При этом акцент делается на этнографических особенностях  местности.

Обязательными являются атрибуты сельской жизни, а также живая изгородь, декоративный газон, дорожка из гальки, гравия, песка.

Классическая композиция в стиле «Кантри» перед домом: газон, палисадник с яркими цветами, 1-2 декоративных дерева.

 

 

Стиль русской усадьбы

Создателем стиля считают русского ботаника, лесовода, агронома, писателя А.Т.Болотова www.ru.wikipedia.org/wiki/Болотов,_Андрей_Тимофеевич

Основными чертами стиля являются:

- расширенная перспектива;

- создание аллей (классический прием – липовая аллея);

- парадный двор с фонтаном и/или клумбой;

- повторение французской регулярности;

- наличие партера, цветников, боскетов, ниш;

- соединение парадной части двора, выполненной в регулярном стиле, и общего вида сада-парка в пейзажном стиле;

- наличие «затеи»: холм с вьющейся по нему спиралью дорожкой, смотровая площадка и т.д. Характерно, что каждая «затея» имеет практическое значение: холм – насыпь над погребом, смотровая площадка – терраса для чаепития и отдыха всей семьей;

- обязательное террасирование участка: по направлению к реке устраивались террасы для того, чтобы просматривались низкий берег или пойменные луга.

 

 

Стиль восточного сада (Китай)

Для данного стиля характерны:

- природа как образец для создания общего ландшафта (за основу брались пейзажи из разных уголков страны, выполнены в живописи);

- тщательная обработка рельефа, создание искусственных гор, холмов, скал, пещер, озер там, где их раньше не было;

- вода – важнейший элемент китайского сада, поэтому местоположение сада всегда выбиралось с видом на воду. Водоем заполнялся нимфеями, лотосом, селились декоративные рыбы;

- наличие всевозможных сооружений: пагоды, галереи, чайные домики, фарфоровые и глиняные изделия в виде садовых фонарей, скульптурные изображения животных и птиц. Вокруг малого сада или в середине большого обязательно строилась галерея, для того чтобы можно было присесть и полюбоваться ландшафтом;

- обилие и разнообразие растительности. Самые популярные и любимые растения – можжевельники, сосна, плакучая ива, бамбук, декоративный персик, миндаль, сакура, древовидный пион.

 

 

Стиль японского сада

Стиль более аскетичен по сравнению со стилем восточного (китайского) сада, что продиктовано особенностями климата и рельефа Японии.

Основными чертами является расстановка акцентов на выбор сюжета на горы, холмы, камни и воду («сад» на японском языке «тэн-сай» («тэн» - «гора», «сай» - «вода»)).

Стиль японского сада отличается от всех остальных символизмом. Функцию горы может выполнять отдельно лежащий камень или галька. Функцию воды – линии, сделанные граблями на гравие.

Особым почетом пользуются вечнозеленые растения, центральное место среди которых отводится сосне. При чем растения высаживаются строго в естественных для них условиях.